Заур Тедеев за два года в Москве успел осуществить то, на что у других уходят десятилетия: опубликоваться в журналах Esquire, Harper’s Bazaar, Tatler, Афиша Daily, Village, сфотографировать знаменитостей Тома Харди, Мадса Миккельсена, Дэни Трехо, а также стать лауреатом конкурса Best of Russia и принять участие в одноименной выставке с серией про горца-отшельника из Осетии Виктора Амбалова.
Как ему это удается, фотограф рассказал в интервью корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой.
- Последнее время ты часто снимаешь известных людей. Что самое трудное и самое легкое в этом?
- Самое трудное – это успеть снять что-то интересное и разнообразное с известным актером за пять–десять минут.
- Как эти известные люди вели себя на съемке, позволяли давать себе какие-либо указания?
- На такие съемки отводится как правило от пяти до десяти минут, и я старался максимально обращать на себя внимание, чтобы в процессе давать указания. Должен сказать, что они охотно им следовали. Вообще я заметил, что чем известнее человек, тем он проще и обходительнее.
- Перед съемкой у тебя бывает некий план, заготовленные сюжеты и ракурсы, или полагаешься на интуицию и импровизируешь?
- Смотря о какой съемке идет речь. Если мы говорим о репортажной съемке, то я полностью полагаюсь на интуицию, стараюсь быть "невидимкой", чтобы не упустить момент. Если речь о постановочных кадрах, то я предварительно готовлю раскадровку, чтобы управлять съемкой и заведомо знать, что получится на выходе. Мне важно сохранить общую концепцию и не откланяться от нее. Однако и в такого рода съемках элемент импровизации всегда присутствует.
- Сегодня фотографу сложно занять свою нишу: большая конкуренция и сложно найти какие-то новые визуальные формы. Как ты с этим справляешься, что тебе помогает идти вперед?
- Конкуренция на сегодняшний день, конечно, сильная. Каждый фотограф ориентирует творчество на свою специфическую аудиторию. На данный момент я не могу сказать, что мое творчество обрело какую-то осязаемую форму. Я по-прежнему нахожусь в поиске. Этот поиск и является мотивацией, чтобы двигаться вперед и находить что-то новое.
- Я знаю, что ты не хочешь концентрироваться только на коммерческой фотографии и делаешь также творческие проекты. Почему для тебя это важно?
- Творчество для меня является двигателем развития. В отличие от коммерческих съемок, где все предельно понятно и "красиво", творчество - это бесконечный процесс поиска себя. Это синтез накопленного эмоционального, интеллектуального, визуального и духовного опыта. Этот синтез приобретает различные формы, порой не такие, какие мне хотелось бы, однако я очень благодарен этому опыту, который с течением жизни трансформирует мое сознание и выливается в то, чем я рад делиться со зрителями.
- Расскажи об опыте съемки Виктора Амбалова. Как ты о нем узнал, трудно ли было уговорить его сниматься, как все проходило, сколько времени ты провел с ним.
- О Викторе я узнал совершенно случайно. В определенный момент своей жизни я снимал продукцию одной чайной компании, и одна из съемок была запланирована в Верхнем Урсдоне. Приехав на локацию, я увидел, что из хижины выходит самый харизматичный и фактурный горец, которого я когда-либо встречал. Я тут же забыл, для чего мы приехали, и стал ходить за ним и снимать все, что он делает. Виктор был абсолютно не против съемки. Мы с ним провели примерно половину дня.
- Как все началось? Помню, что увлечение фото пришло через архитектуру.
- Да, все верно. Увлекаться фотографией я начал на первом курсе обучения на архитектурном факультете СКГМИ. Фотографировал своих однокурсников, преподавателей в кабинете рисунка. Сначала фотография была моим хобби, однако к концу учебы я уже точно знал, что хочу заниматься фотографией серьезно. Архитектура дала мне многое: от понимания композиции до абсолютного ориентирования в цветовых схемах. Поскольку архитектура для меня это организация светового пространства, то этот опыт я применяю в организации световых схем в студийной фотографии.
- Собираешься ли ты развиваться как архитектор?
- На данный момент нет.
- Может есть идеи, связанные с архитектурой ? Я имею в виду фотопроект.
- Есть, но они сейчас пока в начальной стадии. Недавно я узнал об архитектурном фотографе Эзре Столлере, благодаря которому я понял, что архитектура в фотографии может жить, дышать и двигаться.
- Еще где-то читала про твой опыт занятий коммерческой фотографией в республике, что свадьбы - это не твое. Почему?
- Потому, что я не вижу себя в этом. Конечно бывали свадьбы, которые отличались своей эстетичностью, неповторимой атмосферой, однако осетинские свадьбы в своем большинстве идут по шаблонному сценарию, который мне не интересен. Я просто на них скучаю.
- Что тебя вдохновляет: какие книги, музыка, художники, фотографы?
- Читаю на данный момент редко, однако каждый день скачиваю все новую и новую литературу. Надеюсь пройдусь по ней, когда будет свободное время. Из последнего, что запомнилось – книга Венедикта Ерофеева "Москва – Петушки". Музыку слушаю разную: альтернативу, джаз, соул, трип-хоп, госпел, рэп. Сейчас "подсел" на JMSN. Что касается художников, то это Фешин, Врубель, Шиле, Баския, Петров-Водкин, Тулуз-Лотрек и другие. Фотографы – Роберт Капа, Йозеф Куделка, Брассаи, Антон Корбейн.
- Ты ведь и дизайнер - помню, что афиши были талантливо сделанные.
- Серьезно дизайном я никогда не занимался. Это, как правило, были различные скетчи, зарисовки, игры с леттерингом и так далее. Афиши, о которых ты говоришь, были созданы специально для конкурса к столетию шведского режиссера Ингмара Бергмана. Сейчас готовлю афиши к персональной выставке в Санкт-Петербурге. Пока сложно говорить, во что это может вырасти.