Режиссер фильма "Афганский излом": благостная телекартинка – далеко не вся правда

К 1989 году, когда началась работа над первым советским фильмом о воинах-интернационалистах "Афганским излом", вся страна уже понимала, что война в Афганистане гораздо страшнее, чем о ней рассказывают по телевизору.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Первым советским фильмом о воинах-интернационалистах стал "Афганский излом". Фильм был снят непосредственно после вывода войск. Режиссер Владимир Бортко взялся за афганскую тему после экранизации "Собачьего сердца" Михаила Булгакова. Главную роль в "Афганском изломе" сыграл итальянский актер Микеле Плачидо – известный всему СССР по роли комиссара Каттани из сериала "Спрут".

Какого хрена мы там делаем?

По словам режиссера, работа над фильмом началась на самом излете военных действий.

"Время было очень непростое, – вспоминает Владимир Бортко. - Время, когда у нас в стране все старое закончилось, а нового вообще не появилось. Подходила к концу война в Афганистане. Что мы о ней знали? По телевизору нам показывали, как солдаты там хлеб раздают и сажают деревья".

Было понятно, что благостная телекартинка – далеко не вся правда. К 1989 году, когда началась работа над фильмом, вся страна уже понимала, что война в Афганистане гораздо страшнее, чем о ней рассказывают по телевизору.

"Я захотел снять фильм про это, – рассказывает Владимир Бортко. – Мне даже сделали вызов в Афганистан, и я полетел туда, смотреть на все это. И первое, что я подумал, сходя с трапа самолета, глядя на всю эту пыль и нищету: "Какого хрена мы тут делаем?"Я был переполнен неприятием нашего пребывания там. Впоследствии я резко пересмотрел свои позиции по этому поводу".

Что делал комиссар Каттани в советском Душанбе?

Международная суперзвезда того времени Микеле Плачидо, конечно же, появился в фильме не просто так. Дело в том, что фильм делался вместе с итальянцами.

"Денег у нас в стране в то время не было вообще никаких, – вспоминает Владимир Бортко. – Зато мы были очень любимы на Западе, поскольку рушили свою страну. И итальянцы решили нам помочь деньгами. А что такое снимать вместе с итальянцами? Совместное производство подразумевает ряд условий. В частности, надо было использовать как минимум одного итальянского актера. Я выбрал Микеле Плачидо. Его знал весь Советский Союз, поскольку недавно по телевидению прошел сериал "Спрут".

Условия для итальянской суперзвезды были созданы отнюдь не оранжерейные. Микеле Плачидо успел пожить в Советском Союзе. И не где-нибудь, а в Душанбе. Бравый и чуть печальный комиссар Каттани сполна вкусил бытовой неразберихи и в какой-то момент попал в настоящую боевую переделку.

"Я посмотрел на него: парень хороший, – рассказывает Владимир Бортко. – И вот мы с ним начали работать. Работали сначала очень даже тяжело, поскольку мы поехали работать в Душанбе. И не то, что приехать-уехать. Мы там жили! Сначала Микеле ничего не понимал. Спрашивал: "А почему так? А почему этак?" "Поживи немножко, сам все поймешь", – говорил я ему. И действительно – довольно скоро он стал все быстро понимать. На втором месяце уже все соображал".

Так получилось, что именно во время съемок "Афганского излома", в феврале 1990 года в Душанбе начались массовые волнения. Бортко называет их "народным восстанием". Одного из членов съемочной группы – администратора Никиту Матросова – во время беспорядков убили. Было принято решение эвакуировать съемочную группу. Киношников погрузили в военный самолет и переправили в Ташкент.

"Эвакуация проходила в оцеплении солдат, – вспоминает режиссер. – Нас провожала многотысячная толпа агрессивных людей с ножами и другим оружием. Солдаты стреляли поверх толпы трассирующими очередями, просто чтобы сдержать напор. Женщину-монтажера в спешке забрасывали в военный грузовик. А потом – аэродром, самолет и Ташкент. И все мои ребята, наконец, вздохнули спокойно и начали сушить штаны".

Для Микеле Плачидо это, конечно, был экстрим.

"До начала съемок он абсолютно ничего не знал о войне, – рассказывает Бортко. – Жил себе в Италии, ходил в свою тратторию. А в СССР вдруг увидел войну, стрельбу, смертельную опасность. Почувствовал, что это такое. Это были не шутки, все было очень серьезно".

Любовь и гордость

На следующий год съемки продолжились. Вместо Таджикистана съемочная группа отправилась в Туркмению и в Сирию.

"Пару эпизодов мы там сняли, – вспоминает Бортко. – Например, эпизод, когда женщин вывозят в магазин. И Микеле тоже там с нами был".

Когда же фильм был закончен, выяснилось, что показывать его негде. Советский Союз рухнул и увлек за собой всю систему кинопроката.

"Зрители ушли из кинотеатров в подвалы и вагончики с видеомагнитофонами, где им показывали порнуху, – говорит режиссер. – И, хотя у этого фильма была очень непростая судьба, я люблю "Афганский излом" и горжусь им".

Парадоксально, но фильм, снятый с полным неприятием войны, сейчас производит обратный эффект.

"Да, война – это всегда кровь, мерзость и грязь, – говорит Владимир Бортко. – А кино получилось такое, какое есть. Это антивоенный кинофильм с авторским отношением к войне как к кошмару. Воевали наши ребята хорошо. Я был в Афганистане, я ими гордился. Думал, что ребята – прекрасные, но занимаются не тем, чем надо. Сейчас я понимаю, что они-то как раз честно и доблестно выполняли свой долг".