Согласно официальному отчету Главного таможенного управления Китайской Народной Республики товарооборот между Россией и Китаем за минувшие одиннадцать месяцев увеличился на 27,8% — до 97,23 миллиарда долларов. В ноябре он приблизился к десяти миллиардам, пишет обозреватель Дмитрий Лекух в колонке для РИА Новости. При этом экспорт из Китая в Россию составил четыре с небольшим миллиарда, а импорт из Российской Федерации в КНР — 5,7. То есть у России ярко выраженное положительное внешнеторговое сальдо. Экспорт китайских товаров в Россию вырос за 11 месяцев на 12%, до 43,5 миллиарда. Импорт российских товаров в Китай составил 53,7 миллиарда, увеличившись на куда более внушительные 44,3%.
О чем это нам с вами прежде всего говорит? Во-первых, о том, что у нас вообще экспортно ориентированная экономика. Во-вторых, о том, что исправлен дисбаланс прошлых лет. Так, к примеру, в прошлом году экспорт России в Китай оставил 38 922 043 567 долларов, а импорт России из Китая 48 042 300 159 долларов. Таким образом, в 2017 году мы имели отрицательное торговое сальдо. Но даже и это считалось определенным прогрессом по сравнению с предыдущим, 2016 годом.
Безусловно, едва ли не определяющую роль в происходящем играет диверсификация торговли энергоносителями. И экспорт нефти и газа будет только нарастать: китайские товарищи оценили риски в сфере безопасности и настаивают на быстром согласовании второго потока "Силы Сибири" (он же в девичестве газопровод "Алтай").
Поставки нефти и СПГ, особенно с учетом освоения дальневосточных шельфов, также будут увеличиваться. А еще китайцев весьма интересуют минеральные удобрения, металлы, электрические машины, целлюлоза и оборудование. Распробовали на китайских рынках и российскую сельскохозяйственную продукцию.
Главная проблема сегодня в том, что, при всем уважении к гигантской экономике КНР, она производит не так много товаров, по-настоящему интересных для российских рынков. Очевидный "номер один" — продукция в сфере масс-маркета. А этот рынок, рынок товаров массового спроса, у нас в стране не слишком велик и крайне конкурентен. И поэтому китайцам его, что называется, "выносить" — как они это сделали с американскими рынками — это примерно что свинью стричь. Визгу много, а толку мало. Просто в качестве примера: китайские автопроизводители сейчас довольно агрессивно выходят на российские рынки. И где-то, нет никакого сомнения, свое место на них отожмут. Но даже если они заполнят их полностью (что маловероятно), едва ли этим возместят сложившийся "естественный дисбаланс".
Впрочем, КНР его вполне может вынести. Китаю сейчас важнее русские транспортные коридоры: уже сейчас понятно, как заокеанские геополитические конкуренты могут "поджигать" южный коридор Великого шелкового пути. И в случае вполне прогнозируемого многолетнего обострения по линии Пекин — Вашингтон единственной по-настоящему безопасной транспортной альтернативой могут стать только российские пути.
И поэтому нашим странам либо придется смириться с этим дисбалансом как с естественной константой (что, в общем, не совсем хорошо с точки зрения перехода на взаиморасчеты в национальных валютах). Либо придумать какие-то более сложные варианты партнерства, выходя на качественно иной уровень взаимной экономической интеграции.
Впрочем, это проблемы, безусловно, предельно важные, но еще не сегодняшнего дня.
А пока мы просто можем сухо констатировать преодоление "психологически важной отметки", поставленное ранее на официальном уровне в качестве задачи лидерами двух стран перед их экономиками.
Все. Выполнили. Поздравляем.Теперь пора уже и дальше идти.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.