Министр образования Южной Осетии о Дне учителя: это общий праздник

Глава Минобразования Натали Гассиева рассказала Sputnik, как в республике отметят главный праздник всех педагогов, чего не хватает югоосетинским школам и поделилась воспоминаниями о своих учениках
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

— Недавно сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних проводили беседы с родителями школьников, говорили о воспитании. Дадут ли подобные беседы плоды, полезны ли они?

— Дадут ли они плоды, покажет время. С детьми нужно работать, разговаривать. Воспитание — это не нравоучения, это постоянный разговор, общение, постоянный пример. Не надо забывать, что дети берут пример с нас. И когда мы говорим о смартфонах, увлеченности телефонами, интернете, то надо посмотреть на самих себя — ведь взрослые точно так же этим увлечены.

Гордимся своими учителями: в Южной Осетии празднуют День учителя

Поэтому интернет — это, конечно, здорово, это прогресс, современность, но учить детей знать меру, вовремя останавливаться и использовать сеть как средство для обучения должны взрослые. К сожалению, сегодня мы реже видим детей на улицах. Разбитые коленки, локти — этого уже давно нет, а этого очень не хватает. Это то, что сопутствует такому понятию, как детство. И, конечно, радости от общения дети уже не получают. Хотя им и неведомо, что они этого не получают.

В каждой школе есть письмо от Минобразования с тем, чтобы телефоны с выходом в интернет родители не отправляли в школу. Но, знаете, что интересно — реакция родителей была неоднозначна. Были такие, которые это решение не приняли, поэтому, когда мы говорим о воспитании, мы не должны отделять школу от родителей. Это великолепный тандем, без которого мы сегодня никаких результатов не добьемся.

— Как отмечается День учителя в Южной Осетии?

— Праздник не только у нас, праздник сегодня у всех. Нет такого человека, который бы не прошел через руки учителя, не почувствовал бы на себе его строгий взгляд или не вспомнил его ласковое слово. Поэтому это общий праздник. И, конечно, в этот день учителя ждут какой-то особой радости, особого отношения, теплых слов. И мы не устаем им выражать наши теплые чувства.

В киноконцертном зале "Чермен" 9 октября будет торжественное мероприятие, будут награждения.

— Какими были ваши ученики, расскажите о ваших воспоминаниях.

— Если я сейчас буду говорить о своих учениках, боюсь, одного интервью не хватит. Я о каждом из них могу рассказать много-много интересного, яркого, красочного. Мне действительно, может быть, посчастливилось, но меня окружали ученики, которых я могла бы назвать не просто идеалом ученика — это мои друзья, партнеры на уроке. Можно считать, между нами какие-то родственные отношения.

— Вы скучаете по преподаванию?

— Очень скучаю по преподаванию в школе. Мои ученики очень часто открывали мне в художественных произведениях то, что мне как учителю было не видно. Мне всегда было интересно посмотреть их глазами. Очень многие произведения, писатели и поэты открылись мне именно благодаря их видению. Я очень благодарна своим ученикам, все они достойные люди, прежде всего. Люди, которые достигли определенных высот, и я абсолютно уверена, что у них впереди долгая, счастливая жизнь, и каждый из них уже внес и будет вносить свою лепту в историю нашей республики.

— Вопрос уже как к министру. Как обстоит дело с учебниками, хватает ли их и кто в этом помогает?

— Мы благодарны представительству россотрудничества в Южной Осетии за помощь в обеспечении учебниками новой школы в Ленингоре. Было завезено 1000 учебников, причем учитывалось мнение югоосетинской стороны. Мы изучили проблему, актуальность приобретения того или иного учебника. Все пожелания были учтены.

Минобразования Южной Осетии докупило учебники для младших классов

Вы знаете, что в РФ огромное количество учебников и авторов. Несколько лет назад мы попытались все это собрать воедино, проанализировать и выделить одного, максимум двух авторов, которые были бы приемлемы для наших школ, текст, язык, стиль которые были бы рекомендованы нашими учителями.

Сказать, что у нас действует программа "бесплатные учебники", я не могу. Это все программа будущего. Однако, посмотрев рационально на бюджетные средства и вычленив в течение года экономию, порекомендовали городу и районам перебросить эту экономию на приобретение учебников. Мы данную программу реализуем уже три года, но если три года назад было заявлено одно количество книг, то сегодня количество детей возрастает, и мы этому радуемся, однако учебников не хватает.

На данный момент создана комиссия Минобразования, мы изучаем ситуацию в школьных библиотеках, пытаемся понять, какого количества книг не хватает. К тому же современные учебники не похожи на те, по которым учились мы с вами, это мягкий переплет и они очень быстро изнашиваются. Поэтому по результатам работы комиссии мы будем планировать пополнение учебников на будущий год. Будем работать в этом направлении, а пока, к сожалению, родителям пришлось закупать какую-то часть учебников.

— Есть ли в Южной Осетии предметы, по которым не хватает учителей?

— Людей с дипломами у нас достаточно, а в учителях, увлеченных своей профессией, мы пока испытываем потребность. У нас не хватает педагогов по точным наукам, по естественным наукам. Мы рады были бы видеть молодого, креативного педагога. И будем приветствовать молодых людей, которые избрали для себя профессию учителя, которые придут в школы и отдадут все свои знания детям по точным наукам и востребованным сегодня наукам, например, программированию. Можно сказать, что в последние годы интерес к точным наукам и техническим дисциплинам возрастает. Мы видим это на примере нашего университета — в этом году было достаточное количество абитуриентов на физико-математический факультет.

— Как вы считаете, родитель должен выбирать за ребенка, куда ему идти, какую профессию выбрать?

— Родитель не должен решать за ребенка, я абсолютно в этом уверена. И точно такой же выбор дала своим детям, когда они решали, куда пойти учиться. Но когда ребенок может выбрать себе специальность? Тогда, когда родитель не в 11-м классе, а классе 8-м или 7-м, уже объясняет ему, какие профессии существуют, куда можно пойти учиться, работать. А если родитель ему внушает, что из него выйдет хороший юрист, экономист или врач, у ребенка в голове складывается определенная модель, и он идет по ней. Другого он не видит. Поэтому мы всегда рекомендуем каждой школе проводить профориентационную работу, приглашать узких специалистов, чтобы они рассказывали о своей работе, показывали возможности.

Родитель не должен вмешиваться, но при этом он обязан дать ребенку возможность выбрать из множества профессий.

— Расскажите подробнее о квотах, какие направления востребованы нашими абитуриентами?

— Востребованы юриспруденция и экономика, но остаются еще специальности, которыми интересуются мало. Например, технологии машинного производства, сельскохозяйственные дисциплины. Мы попытались в этом году по предоставленной нам возможности определить те направления, в которых нуждается республика.

— Какие еще есть проблемы в школах республики? Чем отличаются проблемы в сельских школах от городских?

— Самая большая проблема сельских школ — это малокомплектность. Уезжают, потому что нет рабочих мест. Это связано не с системой образования. Мы ни одну сельскую школу не закрыли и не собираемся этого делать, пока там есть дети. И рассчитываем на то, что люди будут возвращаться. Мы продолжаем строить новые школы, предоставляем возможности, и в этом направлении будет продолжаться работа.

Что касается учителей, все сельские школы обеспечены. Есть учителя, которые живут в городе, но преподают в селах. Скажем прямо, это и зов души, и хорошие деньги. Учитель никогда много не зарабатывал, чтобы о деньгах не думать. Но они благодарны за повышения заработной платы, которое, я уверена, еще будет. Настоящий педагог никогда не думает о деньгах, он работает.

— Как наши учителя повышают квалификацию?

— У нас функционирует Институт повышения квалификации работников образования. За учебный год более шестисот педагогов прошли курсы повышения квалификации по разным предметам. И это происходит систематически.

Президент Южной Осетии: слово учителя свято

Кроме того, мы отправляем педагогов и в Северную Осетию, и Северокавказский госуниверситет, приезжают специалисты. Большую помощь оказывает Россотрудничество, приезжают специалисты из РУДН, Института имени Пушкина. Поэтому мы стараемся проводить для своих учителей курсы и в республике, и приглашать специалистов.

Я всегда говорю, что если мы хотим возродить ту школу, которую часто вспоминаем, то нам нужно вернуть мужчин в образовательную сферу. Более 80% наших педагогов — это женщины. К мужчинам, которые работают в наших школах, совсем другое отношение учеников.