Диана Валиева
"Выставки в коридорах", которые являются единственным способом представления картин в Цхинвале, могли бы быть отличным решением для произведений современного искусства или какой-нибудь акции в духе уходящей эпохи постмодерна. Только вот для осетинских художников выставки в фойе различных организаций — вынужденные, и связаны лишь с тем, что в стране все еще нет выставочного зала.
В импровизированную галерею периодически превращается фойе киноконцертного зала "Чермен" в Цхинвале. Несмотря на то, что помещение мало подходит для экспозиций, оно невольно стало одним из популярных мест для представления работ осетинских художников. Помимо этого "зала", картины и скульптуры выставляются в фойе дома правительства и в фойе библиотеки.
Сейчас в ГККЗ "Чермен" проходит замечательная выставка картин Союза художников, приуроченная ко Дню признания независимости Южной Осетии: на стенах коридора развешаны работы двадцати мастеров разных поколений осетинской художественной школы, некоторым мастерам выделили отдельные участки стены, где скромно представлены их "персональные выставки". Большую часть времени "Чермен" закрыт, в остальные же дни картины, предназначенные для полноценной выставки, сиротливо висят фоном для проходящих здесь мероприятий.
Корреспондент Sputnik пообщался с художниками, которые рассказали об экспозиции и о том, почему необходимы выставочный зал и мастерские для развития и мотивации творчества.
Тамерлан Цховребов, председатель Союза художников РЮО
Во время рассказа о выставке, которая проходит в "Чермене", народный художник Южной Осетии Тамерлан Цховребов сразу переходит к насущной проблеме — отсутствия в государстве выставочного зала. Он делится своими переживаниями очень эмоционально — с первых слов понятно, что вопрос наболевший, и художники близко к сердцу принимают эту проблему.
— На сегодняшний день у нас нет выставочного зала. То есть, он как бы есть де-факто, но больше напоминает заброшенный сарай. В итоге у нас нет места, где мы могли бы показывать свои работы, приходится выставляться то в фойе хореографического зала, то здесь или в библиотеке. Тем более мы не имеем возможности приглашать художников из других стран.
Отстроенное здание театра тоже не предназначено для проведения выставок. Это дворцовое сооружение, и для картин или скульптур там нет места — стены насыщенные и работы будут только мешать. Мы в очень сложном положении из-за отсутствия выставочного зала, но все равно пытаемся проводить хоть какие-то выставки. Каждый год получается от семи до двенадцати экспозиций — персональные и общие.
В Нацмузее тоже не предусмотрен выставочный зал — экспозиции, которые там находятся, очень хрупкие и их нельзя время от времени снимать и снова расставлять. Но прямо рядом с ним находится наш выставочный зал, который можно реставрировать. Народный художник Феликс Багаев сделал прекрасный проект здания, по которому предусмотрено и картинное хранилище, а полезная площадь галереи получается 450 квадратов, что в пять раз больше того, что сейчас там выделено под зал.
Я ни в коем случае не виню никого и не упрекаю. Но у нас есть надежда, что в скором времени появится место, где мы сможем представлять свои картины и приглашать именитых художников. Для того, чтобы у осетин тоже была возможность познакомиться с художниками из других стран и их произведениями искусства. Пока мы даже не можем пригласить художников из Северной Осетии. Некуда. Мы-то местные, можем и на улице выставляться, но звать художников для проведения выставки в коридорах — стыдно.
С этой проблемой уже на протяжении многих лет обращаемся к чиновникам, встречаемся, обсуждаем. Президент Анатолий Бибилов начал нам помогать, каждый месяц Союз художников получает 50 тысяч рублей — уже удалось поменять окна в мастерских, планируем поменять проводку, привести в порядок первый этаж, сделать фасад. На то, чтобы сделать отопление, нам нужно 900 тысяч и я уже считаю, сколько нам понадобиться ждать, чтобы накопить нужную сумму. Президент также сказал, что внесет строительство выставочного зала в Инвестпрограмму 2019 года, мы этого ждем.
Поэтому мы очень благодарны, но все равно положение не из лучших — в Союз входит 45 художников, а мастерских всего 12. А когда у художника нет места для работы и условий, как ему творить красоту?
Понятно, что в Южной Осетии на продаже картин не проживешь, но это не значит, что нужно бросать творчество. Коста Хетагуров тоже не зарабатывал на своей поэзии, и если бы он прекратил писать, насколько бедной была бы Осетия? Мы не можем требовать от каждого художника зарабатывать своим творчеством. Впрочем, тогда это и нельзя будет назвать творчеством — это уже салонные работы. И вы прекрасно понимаете, что тогда мы должны называться ремесленниками, а тут речь о высоком искусстве.
У нас есть перспективные молодые художники и художники взрослого поколения, которым нужно проводить выставки. Например, я уже который год вношу имя Хазби Кокоева в планы по персональным выставкам, но у него элементарно не бывает денег, чтобы оформить картины. Так они и простаивают, а ему уже больше 70 лет. И что тут сделаешь?
Не у каждого художника есть возможность купить багеты, краски, холсты и прочие материалы. Мы работаем не ради денег, а ради того, чтобы пополнить культурный багаж Осетии, разнообразить достижения в искусстве. Государство может помочь художникам, каждый год покупая по одной или по две картины. Рассчитывая на эти средства, живописец сможет активнее работать и рисовать. Можно осуществлять ежегодный закуп для музеев, детских садов, административных зданий и так далее.
Мы ведь строим государство, верно? И детей надо воспитывать в любви к своей родине. Я помню свое детское восхищение росписями на сюжет Нартского эпоса в театре, специально ходил туда, чтобы полюбоваться. Все это воспитывает любовь к родине, и если с детства ребята будут знакомиться с культурой своей Осетии через картины и искусство, то они не захотят уезжать отсюда и будут стремиться делать жизнь вокруг лучше и красивее.
Я никому ничего не навязываю, это просто мое мнение.
Вадим Бежанов, народный художник Южной Осетии
Вадим Бежанов стоит перед своей картиной. Создается впечатление, что и сам он только что вышел из старого осетинского дома, который изображен на полотне.
Народному художнику республики 76 лет, картины его знакомы и узнаваемы цхинвальцами, сейчас он готовится к персональной выставке.
— Трудности испытываем только из-за отсутствия выставочного зала. То тут, то там приходится проводить выставки, очень не хватает собственного места. Была галерея, но сейчас она совершенно непригодна. А фойе не соответствуют нормам зала — эффекта нет, работ не видно.
В мастерских достаточно условий для работы, идет теплая и холодная вода. За это спасибо председателю Союза. Президент нам стал помогать, благодаря чему мы отстраиваем мастерские, ремонтируем понемногу.
Только ненормальный может не понимать, что выставочный зал нужен. Что мы покажем гостям кроме музея? А ведь людям интересна культура Осетии и искусство, как часть этой культуры. Да и без приезжих у нас много людей, которые любят и ценят искусство. И мы работаем для них.
Не было никогда мысли оставить свою профессию — когда человек душой любит творчество, он будет этим заниматься в любом случае. У меня, к примеру, не получается писать на заказ, только если искренне и от сердца. И тогда это будет нравиться мне и людям тоже.
Но, конечно, часто не хватает средств на покупку материалов. К примеру, для одной картины необходимо около пяти тысяч. Раньше образовательные и государственные учреждения проводили ежегодные закупы, и это очень помогало художнику.
Алан Битиев, молодой художник
Алан Битиев рисует на протяжении многих лет, но только недавно нашел свой индивидуальный почерк. В "Чермене" у него что-то вроде дебютной персональной выставки — ему выделили небольшую часть стены. До периода активной творческой деятельности художник был офицером и участвовал в боевых действиях во время войны 2008 года.
Сейчас картины Битиева — это сплошной позитив и никакой философии, так он сам их описывает. В фойе выставлены работы под общим названием "Забавные горцы".
— Закончилась война, и у меня появилось время на творчество. У меня, и у Тамерлана Цховребова — мы были в одном батальоне. Не срочная служба, скорее вынужденная — сейчас я офицер в отставке. Конечно, во время войны мы тоже рисовали, но это было от обстрела до обстрела, от дежурства к дежурству — сама понимаешь, когда голова забита другим и мысли не собраны, серьезно заниматься творчеством не получится.
Сейчас Осетия понемногу развивается и движется вперед. Да, конечно, мы хотим, чтобы было все и сразу, и я понимаю, что экономика еще слаба, но убежден — выставочный зал будет в скором времени. Хотелось бы еще возить свои работы и в другие страны. Мыслей и идей много, но пока все упирается в финансы.
Зачем художникам выставочный зал? Вот представь, Мурат Гассиев, допустим, все его знают. А если бы он просто в зале боксировал, побеждал чемпионов, узнал бы кто-нибудь о нем? Вот и у нас так. Многие в Цхинвале даже не знают, что в городе есть мастерские, хотя они построены по инициативе Махарбека Туганова, то есть достаточно давно. И мы там сидим, работаем. А если бы не выносили свои картины на свет, никто бы и не узнал о существовании этих художников и об их творчестве.