Ян Габараев
Спустя почти сто лет профессора того же института, который в свое время выпустил в большую науку гениального осетинского музыканта Бориса Галати, приехали в Южную Осетию с ответственной задачей.
Доцент искусствоведения и писатель Галина Тавлай и ее коллега, академик, композитор и автор крупных исследований Игорь Мациевский занимаются вопросами популяризации наследия Галати с первых дней своей научной карьеры. Вместе с фондом "Центр Со-действие" и Свердловской региональной общественной организацией "Общество осетинской культуры им. Галати" ученые стараются сохранить уникальный вклад Галати в музыкальную науку.
Личность "Ренессансного плана"
"С именем Галати я знакома с первых дней своей работы, потому как этномузыкология (наука, которая изучает национальную музыку разных народов — Ред.) начала развиваться, когда Галати стал записывать свои песни", — рассказала Тавлай.
В истории этномузыкологии имя Галати фигурирует в тесной связи с другим крупным советским ученым, доктором искусствоведения и музыкальным этнографом Евгением Гиппиусом. Знакомство с Гиппиусом, по мнению исследователей, стало решающим моментом в карьере Галати и предопределило, в значительной мере, его жизненный путь.
"Галати был учеником Гиппиуса, но в дальнейшем они стали коллегами. Борис Александрович был человеком, который проявлял громадный интерес к науке, подлинной личностью ренессансного плана", — сказала Тавлай.
Библия осетинской песни
С именами Гиппиуса и Галати связывают изобретение так называемого метода "аналитической аннотации": основного способа документации и сохранения народной музыки. Учитывая изменчивую природу этнической музыки, появление инструмента, который позволял сохранить народные композиции в статичном виде, заметно преобразило этномузыкальную дисциплину.
"Любая культура должна быть зафиксирована, и в этом свете, творчество Галати и его принципы работы с народной музыкой стали образцовыми — эталоном будущих исследований по этнической культуре", — заметила Тавлай.
Сборник осетинских народных песен авторства Галати, добавила ученый, уникальная в своем роде работа — подобной книги, одинаково подробной и всеобъемлющей, нет ни у одного другого народа.
"Это почти Библия народной песни в великолепном кожаном переплете. В этой работе были впервые изложены теории аннотации и документации этнической музыки Галати и Гиппиуса", — сказала она.
Осетины — строители мировой культуры
По мнению Игоря Мациевского, достижения Галати в области этномузыкологии были не просто впереди своего времени, но также нашли продолжение в современной науке и, в определенной мере, сформировали образ осетин в научном мире.
"Благодаря ему многие узнали, что осетины существуют как народ, что Южная Осетия — это не какая-то террористическая группа, как это пытаются преподать в некоторых СМИ, а строитель мировой музыкальной культуры", — подчеркнул Мациевский.
Музей Бориса Галати
Появление отдельного музея им. Галати совершенно необходимо, чтобы сохранить его неизмеримое культурное и научное наследие, подчеркнула председатель свердловской РОО "Общество Осетинской Культуры им. Аслан-Гирея Галати", доцент Лиана Гаглойтэ.
"Музей Галати — это наша головная боль. Правда определенные шаги уже делаются: президент Южной Осетии Анатолий Бибилов распорядился, чтобы прислали людей, которые займутся стройкой. Я думаю, что если президент сказал, значит, он это сделает", — сказала Гаглойтэ.