В августовские дни репетиций у профессиональных танцоров государственного ансамбля "Симд" больше, чем обычно: перед концертами их вызывают на работу в выходные, да и в будние дни иногда приходит по два вызова.
В обычный рабочий день у танцоров репетиция одна – с 10 утра до 14, иногда до 15 часов – пока не отпустит Таймураз Булацев, главный балетмейстер ансамбля, заслуженный артист России и Северной Осетии и Чечено-Ингушетии.
Легендарный солист североосетинского государственного ансамбля "Алан" с марта этого года работает главным балетмейстером "Симд" – его уговорил приехать сюда из Владикавказа директор и художественный руководитель ансамбля Ростик Гаглоев.
"Таймураз приехал к нам на постановку "Танца чабанов". Начал работать с коллективом, и хотя он человек требовательный – понравился всем, – рассказывает Ростик Гаглоев. – Ему наш ансамбль тоже понравился. Трудноватый он мужик конечно, с характером. Но мы вместе с артистами уговорили его, чтобы он остался – и теперь работает надо всей танцевальной программой. Пока он у нас здесь главным балетмейстером. Потом, если согласится, хотим его уговорить здесь у нас остаться".
Танец в полную ногу
"Танцует в полноги" – так говорят про танцоров, которые немного недорабатывают – на репетиции ли, на выступлении. Но сегодня в танцевальном зале балетмейстер никому не позволяет лениться.
Перед репетицией танцоры разминаются, растягиваются: рядом с танцзалом есть спортивный зал со снарядами. Но вот репетиция начинается – с традиционного массового танца "Симд". Девушки и юноши в строгих черных тренировочных костюмах сходятся и расходятся, то выстраиваясь в ряды, то сходясь попарно. Они почти не глядят друг на друга. Видимое равнодушие, а намек на взаимный интерес – лишь в прямых напряженных спинах юношей, в гордой посадке головы девушек. Говорят, в старину влюбленные могли встретиться на людях только в этом танце.
Начинается "Девичий лирический танец" – и немедленно атмосфера в зале меняется. Девушки танцуют одни, и могут двигаться более свободно. На лицах улыбки. Что любопытно – даже во время репетиции девичьего танца мужчины-танцоры из зала выходят. Но оркестр остается.
Следующий – "Горский танец". Последние указания от главного балетмейстера, попутно ребята тянут мышцы: ноги в этом танце – главное. Выбегает первая пара, прыжок, взлет, отходят чуть в сторону, затем новые и новые танцоры присоединяются к танцующим. Но вот очередной сольный выход, солист работает ногами – но что-то пошло не так. Неискушенному зрителю совершенно непонятно, где помарка. Казалось бы, все прекрасно. Но сам танцор останавливается, к нему выходит главный балетмейстер, объясняет, показывает.
"Если бы у меня в голове было столько же, сколько в моих ногах – умнее меня человека не было, – рассказывает уже после репетиции Таймураз Булацев. – Это же надо кому-то отдать, чтобы они продолжили, чтобы завтра кто-то другой танцевал".
Горский танец продолжается. И в этот раз сольный выход танцора проходит идеально: энергичные движения, невероятные взлеты и прыжки, четкие приземления.
"Автоматы положили – и репетируют"
"Здесь работают и раненые ребята, они сами воевали в 2008-м, все эти дни прожили вместе с народом. Сейчас о танцах говорить легко, а вот десять лет назад тяжело было. Представьте себе, там – стреляют, танки идут – а здесь танцуют. Это трудно понять, если не проживешь. Душа народа, достояние республики – этот коллектив", — уверен Таймураз Булацев.
"Да, тогда, десять лет назад, во время войны ребята почти все в окопах были, все, кто мог, – вспоминает Ростик Гаглоев. – А потом утром с автоматами приходили на репетицию. Автоматы положили – и занимаются».
Сейчас у ансамбля "Симд" – свое собственное здание, построенное в рамках инвестпрограммы РФ в конце 2012 года в пригороде Цхинвала на месте заброшенного кинотеатра. Клумбы у входа, освещенный и кондиционированный репетиционный зал, помещения для хора ансамбля, раздевалки, душевые, тренажерные залы – только танцуй.
Ростик Гаглоев руководит ансамблем третий год, но в системе работает уже почти 40 лет – начинал методистом дома народного творчества, потом в научно-методическом центре, был заместителем министра культуры республики, директором театра.
"Ростик Ефимович начинал с методиста и дошел до министра, – явно гордится коллегой Таймураз Булацев. – Заслуженный, признанный народом человек, он разбирается во всех сферах искусства".
История ансамбля насчитывает уже 80 лет – Юго-Осетинский государственный ансамбль песни и танца "Симд" был основан в 1938 году. Когда-то он был известен на весь Союз, ездили с гастролями в ГДР, Ливию, Перу, Индию, Монголию.
Сейчас с гастролями дело обстоит не слишком хорошо. "В наше время это достаточно сложно делать – объясняет Ростик Гаглоев, – если даем коммерческий концерт, мы хотим гарантий от организаторов на определенную сумму. Чтобы наши люди голодными не остались. А что они заработают сверху – их дело. Но организаторы неохотно идут на такие условия".
Но ездить все-таки получается: в прошлом году, например, "Симд" выступал в Челябинске, Екатеринбурге, Грозном, Краснодаре. И принимали их там, по словам директора, прекрасно. Основной репертуар ансамбля – народные осетинские танцы и песни. А они завораживающе красивы.
"Ведь чем разные народы друг от друга отличаются? Своим языком, фольклором, искусством. Этого терять нельзя", – уверен Таймураз Булацев.