ЦХИНВАЛ, 25 июл — Sputnik, Ян Габараев. Российская система ЖКХ наиболее близка к реалиям Южной Осетии, однако, многое из того, что приемлемо в России, попросту недопустимо в республике, рассказала в интервью Sputnik российский советник Вера Денк.
Город Цхинвал лидирует по площади муниципального жилищного фонда: в столице около двухсот многоквартирных домов общей площадью около трехсот тысяч квадратных метров. Следующим по списку идет город Квайса: там 36 многоквартирных домов площадью 27 тысяч квадратных метров. Ответственность за обслуживание и ремонт жилищного фонда Южной Осетии полностью возлагается на жилищно-эксплуатационную контору.
"Важно разделять понятия текущего и капитального ремонта. Текущий ремонт — это мероприятия для предотвращения износа здания. В свою очередь, капитальный ремонт проводится, когда подходит срок эксплуатации здания", — объяснила советник.
В российской системе ЖКХ, отметила Денк, капитальный ремонт финансируется за счет собственника. Однако, при формировании нормативно-правовой базы ЖКХ Южной Осетии, выяснилось, что переносить российские реалии на местные было бы недопустимо.
"Мы поняли, что в Южной Осетии приемлемо, а что нет. Поэтому, мы разделили: текущий ремонт проводится за счет собственника, а капитальный — за счет государства", — рассказала Денк.
Соответствующий документ, устанавливающий правовое регулирование системы ЖКХ республики, долгое время находился в зачаточном состоянии: не было документа о газо- и теплоснабжении, отсутствовали четкие правила финансовой отчетности предприятий. С целью создания нормативно-правовой базы ЖКХ Южной Осетии, в республику были привлечены российские специалисты, в том числе, и в лице Веры Денк.
"На первых этапах мы столкнулись с определенными сложностями. Чтобы составить четкий алгоритм действий, мы провели разведку боем: выезжали в каждый дом и провели громадную работу по инвентаризации жилищного фонда", — сказала советник.
В результате установлены ключевые правила тарифного регулирования и содержания многоквартирных домов — при этом, как заметила Денк, нормативно-правовая база позволяет учитывать особенности каждого отдельного предприятия и допускает льготные условия тарификации.
"Правительство утверждает тарифы и имеет право защищать потребителей и компенсировать убытки предприятиям, в случае, если данные предприятия действуют по плану и исполняют свои функции", — рассказала она.
Если определенное предприятие не следует заданному плану, оно рискует потерять государственную поддержку. Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий позволяет эффективно выявлять нарушителей: так, предприятия обязаны доказывать перед специальной комиссией свои экономические показатели. В противном случае, ответственность за невыполнение плана возлагается на руководителя.
"Предприятие должно доказать свои убытки или свою прибыль, предоставить данные по текущим ремонтным программам. Если выяснится, что план не выполнен, то директор предприятия может быть уволен в соответствии с законодательством. Принцип финансовой ответственности: это деньги населения, и за них нужно отчитываться", — заключила Денк.