Азамат Габуев о своей первой книге: герой нашего времени — блогер

Писатель из Северной Осетии Азамат Габуев рассказал корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой о своем романе и о том, почему профессия юриста помогает писать книги
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В августе в издательстве "Эксмо" выходит роман Азамата Габуева "Холодный день на солнце". 

"Роман повествует о том, чем живет молодая Осетия от лица мужчины и женщины, вольнодумца и традиционалиста, правдоискателя и карьериста, интеллектуала и обывателя. Две истории, в каждой из которых по два непримиримых рассказчика, создают захватывающую качку мнений. В чьих глазах Осетия — настоящая? Таких книг о Кавказе еще не было" — рассказывает о романе литературный критик Валерия Пустовая.

 Роман "Холодный день на солнце" писался в Москве? Помогает ли жизнь вдали от родины больше абстрагироваться от жизни в Осетии и смотреть на героев книги немного со стороны?

— Большую часть — линию Зарины ‒ я написал во Владикавказе. В Москве я ее переделал и написал еще линию Майи. Так повесть стала романом. Кажется, в книге должно быть написано "Владикавказ-Москва, 2013-2017". Я не заметил, чтобы жизнь вне Осетии помогла смотреть на нее со стороны. Я и раньше это умел.

 Когда ты пишешь, насколько удается жить жизнью среднестатистического героя своих произведений, ведь ты так далек от их образа мышления?

— Я и не живу их жизнью. Я пишу от первого лица, поэтому самое главное — найти язык героя. Язык многое говорит о герое. Слова "шкура" и "дихотомия" употребляют разные люди.

 Насколько лично ты вовлечен в проблемы, которыми живут твои герои в том смысле, что являешься ли ты соучастником каких-то диалогов, или это подслушанные беседы или рассказы, которые ты слышал от других?

— Я мало вовлечен. Многое я выдумал. Но бывает, что я слушаю людей и потом использую это.

 Собираешь ли ты материал для своих книг, наблюдая жизнь своих потенциальных героев в социальных сетях?

— Да. Это очень удобно. Мои герои часто пишут в социальных сетях. Помню, некоторые посты Реваза я почти дословно скопировал из "Вконтакте".

В издательстве "Эксмо" выходит роман Азамата Габуева

 Кто герой твоего времени?

— Эй, мы ровесники. Это и твое время. Думаю, его герой — блогер.

 На обложке книге цитата: "Это книга о том, чем живет молодая Осетия" — почему тебе интересна молодежь, которая не интересна? То есть, это люди, с которыми не хочется идти по жизни — это некий собирательный образ антигероя. И в этом смысле — есть ли шанс, что посмотрев на себя со стороны, эти герои изменятся?

— Ну, Зарину и ее подруг я антигероинями не считаю. Что до других — это же сатира. Откуда берется желание писать сатиру? Я не знаю. Я не первый писатель, который пишет о тех, кто ему неприятен. Бретт Истон Эллис как-то сказал, что ему неинтересно писать о ребятах из Гринписа, например.

 Ставишь ли ты перед собой гуманистические цели? Ждешь ли, что твои книги изменят читателя к лучшему?

— Хотелось бы. Но не думаю, что это действует автоматически. Человек волен не поддаваться влиянию искусства. Иначе бы соцреалисты давно построили нам коммунизм.

 Возможно ли, что читатели соотнесут себя с героями книги и посмотрят на себя со стороны и это отражение им не понравится? Хватит ли им смелости признаться самим себе в том, что это они? Или такая молодежь не читает тебя?

— Ну, вот Чермен Дудаев сказал, что душит в себе Реваза. Значит, случается, что люди находят что-то в себе благодаря книгам.

 Как ты начал писать? Вспомнила про Маяковского и Рембо — ты нашел ключ к ним сам, или были рядом люди, которые влюбили тебя в них?

— Маяковский был дома. Не помню, как потянулся к нему. С Рембо меня познакомил университетский друг. А писать начал и все. Со многими бывает. Я пытался заниматься музыкой, но как-то не поперло. Помнишь передачу "Территория звука живого" на МСС? Я как-то пел там в прямом эфире, а ведущий попросил прочитать отрывок из моего первого рассказа. Видимо, он просек, что это у меня получается лучше. А как ты начала фотографировать?

Азамат Габуев

 По профессии ты юрист. Насколько это мешает или помогает в творчестве?

— И юриспруденция, и литература — это работа с текстом. Навык юриста вникать в значение фраз полезен писателю. Но профессия юриста может плохо влиять на стиль. Очень легко подцепить канцелярит. Я им переболел. Теперь у меня иммунитет.

 Легко жить в Москве? Чувствуешь себя своим? Или скучаешь по Осетии, которая описана в твоих произведениях?

— А что тяжелого? Я ведь не на улице живу. Москва слишком большая и разная, чтобы чувствовать себя чужим. По Осетии как таковой, а особенно по той, что я описал, не скучаю. Скучаю только по некоторым людям.

 Ждать ли нам книгу о том, чем живет молодежь в Москве?

Рассказ осетинского прозаика Азамата Габуева опубликовали в Esquire

— Не думаю. Моя молодость прошла в Осетии, а в Москве я всего три года. Поэтому, если я напишу книгу о Москве, то ее героями будут более взрослые люди. Хотя, понятие молодежи растягивается…

 Ты говорил, что на тебя повлиял Фаулз в смысле стиля и языка. Насколько легко тебе дался такой "примитивный" язык?

— Трудиться нужно всегда. Чтобы звучать грязно, как Nirvana, тоже нужно репетировать. Это деланная примитивность.

 Кто на тебя влиял? Как формировались твои интересы в музыке, литературе, кино, искусстве?

— Про университетского друга, который познакомил меня с Рембо, я уже сказал. Еще повлияли подруга-филологиня и друг-художник. Эллис, Коупленд, Пазолини, Миике и многое другое от них.

 Готов ли ты быть только писателем? Если появится возможность только писать, не отвлекаясь на основную работу, рад бы ты был этому?

— Было бы круто.

 "Книги учат нас лучше понимать других людей и себя" — что ты понял о себе и о других, читая книги или работая над своей книгой?

— А это о писательстве? По-моему, скорее о чтении. Что можно понять из "Холодного дня"? Наверно, как легко соскользнуть в конформизм.

 Какие осетинские писатели и поэты тебе близки?

— Мне близки очерки Инала Канукова, некоторые стихи Георгия Малиева. Недавно меня удивили стихи Нафи Джусойты. Оказывается, когда русскоязычная советская поэзия держалась за рифму, он обходился без нее, как заокеанские поэты.

Азамат Габуев

 Что читаешь сейчас?

— Роберт Макки "История на миллион долларов". Помогает понять различия между прозой, драматургией и кинодраматургией.

 Насколько для тебя важно отражать в своих произведениях собственную национальную идентичность?

— В моем случае справедливы слова Оскара Уайльда о том, что искусство скрывает художника.

 За что ты любишь и не любишь Осетию?

— Я не могу любить/не любить страны и территории. Любовь и ненависть — то, что можно чувствовать к людям.

 Если бы сейчас я опоздала на встречу с тобой, ты бы тоже меня "выставил"? Изменился ли ты за прошедшее время?

— Ждать я научился.