Анна Кабисова
В Нузале продолжаются реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения — Нузальской церкви.
Для сохранения Нузальской церкви Владикавказская и Аланская Епархия совместно с Комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия Северной Осетии подготовили пакет документов для участия в федеральной целевой программе "Культура России".
Тендер на проведение реставрационных работ выиграл Московский государственный научно-исследовательский институт реставрации. Подготовка храма к реставрации началась еще осенью 2017 года, а сейчас ведутся работы по консервации фресковой живописи внутри храма, укреплению самого здания, а также работы по водоотведению, так как фрески стали разрушаться под воздействием влаги.
Накануне Нузал посетил архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид, который рассказал представителям СМИ о важности текущих работ и дальнейших планах по сохранению исторического наследия:
— В 2015 году Владикавказская епархия получила право эксплуатировать этот объект, который является федеральной собственностью. В 2016 году после того, как мы подали заявку на участие в федеральной целевой программе "Культура России" и нам были выделены средства, реставрация началась. Сейчас здесь ведутся работы по водоотводу, а также реставрационные работы фресок XIII-XIV столетий. Для нас очень важно не терять время и поэтому, несмотря на то, что на этот год федеральные деньги еще не выделены, мы финансируем работу из собственных средств.
Отдельную благодарность хочу выразить тем людям, которые работают здесь не первый год и не понаслышке знают все проблемы этого потрясающего храма.
Два года назад, когда я приехал на кафедру, своей основной целью поставил открытие Алании миру. У нас есть уникальные памятники, история народа, который по духу и вере очень близок русским людям.
Недавно мы создали фонд "Ос-Багатар", в котором работают лучшие представители культурной и научной интеллигенции Осетии, энтузиасты своего дела. И фонду предстоит много трудов. Например, в рамках празднования 1100-летия крещения Алании, мы продолжаем добиваться возможности поработать с архивом Евгении Георгиевны Пчелиной, которая, как вы знаете, обнаружила здесь, в Нузальской церкви, останки — кому они принадлежат, нам еще предстоит выяснить. На сегодняшний день все наши попытки получить архив остаются, я хочу это подчеркнуть, тщетными, так как нам сказали, что в ближайшие несколько десятков лет архив Пчелиной ставиться на каталог не будет. И предложили выкупить его за 14 миллионов рублей. Нам предстоит либо изыскать их, либо добиваться передачи архива по справедливости, чтобы исторический контекст был восстановлен.
Также о ходе реставрации рассказал заместитель директора по научной работе и реставрации, кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей квалификации Сергей Филатов:
— Дело в том, что, на наше всеобщее счастье, здесь сохранилась уникальная живопись XIII-XIV веков — несмотря на то, что в целом весь памятник очень сильно пострадал. В 1950-е годы проводилась первая реставрация, была сделана большая работа, но она не принесла большого успеха, хотя здание и фрагменты живописи уцелели. Больше тридцати лет назад, когда я сюда приехал впервые, живопись была в аварийном состоянии. Мы выяснили причины разрушения фресок, привели их в порядок, вывели из аварийного состояния. Сейчас мы осуществляем ряд консервационных работ по укреплению живописи. А те работы, которые ведутся снаружи церкви, должны способствовать улучшению состояния самого здания и, соответственно, дальнейшей сохранности фресок. Фрески разрушались под воздействием воды, которая попадала в стены и просачивалась на штукатурку с живописью.
О том, что предстоит сделать в Нузале после того, как закончится реставрация храма, рассказала древлехранитель Владикавказской епархии, директор ГБУ "Наследие Алании" Людмила Габоева:
— Один из самых трудных вопросов для нас: а что дальше, когда завершатся реставрационные работы и будет осмыслен историко-культурный ансамбль Нузала. Очень бы не хотелось, чтобы это место превратилось в типичный пункт туристического обслуживания, потому что само звучание названия селения "Нузал" и смыслы, которые скрыты в этой территории, намного выше. Это архитектурный ансамбль мирового уровня и на меньшее мы не согласны. Мы трудимся не только для республики, так как наше наследие является частью общемирового наследия.
Сейчас мы ставим задачи — спасти и сохранить другие объекты и дома, которые зафиксированы на фотографиях 1886 года. Спасти кладбище царазоновцев от застройки современными погребениями, потому что там находятся памятники регионального значения, у которых есть статус, и они под государственной охраной с 1960-го года. Но несмотря на это прямо сейчас у всех на глазах мы теряем кладбище, где погребены аланские рыцари. Говорят, что Нузал является филиалом Национального музея, но на самом деле эта территория никогда не была музеифицирована, разве вы видите здесь какие-то указатели или стенды с информацией? А в наших планах раскрыть Нузал как резиденцию Ос-Багатара и придать ему статус (возможно с некоторыми допущениями) столицы Алании в постмонгольский период.
Очень важно, что епархия получила право работать с Нузальской церковью и работы финансируются из федерального бюджета, потому что после работ в 1985 году и потом в 2005-м, больше ничего не делалось, и только сейчас вы присутствуете при полноценной — впервые в истории этого храма — научной реставрации самого здания церкви.