Кинематограф Северной Осетии: быть или не быть

Колумнист Sputnik Анна Кабисова пыталась разобраться, почему в Северной Осетии так и не создали Синематеку, а старейший кинотеатр России превращается в развалины
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

На встрече с молодежью, которая прошла тридцатого июня этого года, глава Северной Осетии Вячеслав Битаров впервые публично объявил, что в республике будет возрождаться кинопроизводство. Информация о том, что Северо-Кавказская студия кинохроники после нескольких десятков лет забвения и разрухи будет передана на баланс республики, прошла еще в прошлом году, когда министр культуры РФ Владимир Мединский сделал по этому поводу официальное заявление в СМИ после встречи с Вячеславом Битаровым.

На прошлой неделе в СМИ появилась еще одна новость, связанная с кино. В газете "Северная Осетия" вышла статья Алины Акоефф "Оживет ли "Комсомолец?". Автор предполагает, что старейший в стране кинотеатр "Комсомолец", который, так же как и студия, уже десятки лет умирает и разрушается, возможно, будет продан филиалу Мариинского театра.

Проблема возрождения кинематографа в нашей республике актуальна не только для кинематографистов, но и для всех жителей. Тот факт, что эти важнейшие вопросы, связанные с культурным развитием населения, молодежи, решаются кулуарно, за закрытыми дверьми, не дает возможности профессионалам кино высказывать свое мнение и как-то влиять на ситуацию. Такой проблемы бы не существовало, если бы в республике функционировала площадка, на которой кинематографисты, представители власти, другие заинтересованные стороны могли обсуждать все важнейшие проблемы, связанные с возрождением кинопроизводства, кинопроката, системы подготовки кадров и т. д.

О важности такой структуры говорил в интервью Sputnik режиссер и сценарист Аслан Галазов:

"В любом случае, развитием кино должны заниматься компетентные люди. Вместе с замечательным режиссером, мэтром осетинского кинематографа Рафаэлем Гаспарянцем мы выходили на министра культуры нашей республики с предложением о создании Республиканского Совета по кинематографии при главе республики. Такой инструмент консолидации имеющихся творческих и административных сил, создающий площадку, где кинематографисты и представители власти работают сообща, мог бы сыграть большую позитивную роль. В 2008 году Владимир Путин, возглавлявший в то время правительство РФ, создал Совет по кинематографии при правительстве. Этим шагом Путин подчеркнул важность развития национального кинематографа для государства. Можно было бы оттолкнуться от федерального опыта, создать такой совет с учетом местных нюансов и работать целенаправленно и планомерно над возрождением киноотрасли в республике. Кстати, подобный совет как раз бы и мог курировать разработку и реализацию комплексной программы развития кино в республике".

Но никакой реакции на предложенную инициативу не последовало. Между тем существование Республиканского совета по кинематографии при главе республики позволило бы уже сейчас вынести на общественное обсуждение такие важные вопросы, как определение статуса киностудии, ее формата и программа возрождения кинопроизводства в Северной Осетии — потому что мнения на этот счет уже разделились.

Так, председатель Северо-Кавказского отделения союза кинематографистов РФ Вячеслав Гулуев с энтузиазмом воспринял инициативу главы республики выкупить студию у Москвы:

"Мы давно занимаемся вопросом возрождения киностудии и восемь лет назад на выездном заседании Союза кинематографистов в Нальчике попросили Никиту Михалкова содействовать возрождению киностудии, которая не функционирует более 15 лет. Никита Сергеевич попросил подготовить соответствующие документы. Мы написали письмо на имя Владимира Путина и сформулировали свою просьбу так: "Возродить Северо-Кавказскую студию кинохроники в новом статусе Северо-Кавказской студии художественных, документальных и анимационных фильмов". С этим письмом Михалков пошел к президенту, и он подписал указ с предложением рассмотреть этот вопрос в министерствах экономики, финансов, культуры, госкомимущества. Дело пошло, но потом началась война на Украине и мы остались ни с чем. Вопрос повис, но глава республики Вячеслав Битаров договорился с Владимиром Мединским о том, что республика забирает киностудию себе. Это хороший шаг и мы благодарны Главе за это. Конечно, это будет непросто — содержать студию, выделять средства на фильмы, но как бы то ни было — студия будет жить и как все сможет участвовать в тендерах в Москве".

Рафаэль Гаспарянц

У кинорежиссера, заслуженного деятеля искусств РСО-Алания Рафаэля Гаспарянца иная позиция, он считает, что республика не потянет студию, для этого нужны колоссальные средства, к тому же, если республика покупает студию, то она будет иметь статус Северо-Осетинской, что противоречит тому формату, который был заявлен в письме Путину:

"Когда мы готовили письмо Владимиру Путину, то решили усилить политическую часть вопроса, ведь в былом формате студия информировала зрителей о соседях, а сейчас люди знают про Зимбабве больше, чем про Чечню и Ингушетию. Что мы знаем о той же Кабардино-Балкарии или Карачаево-Черкессии? Ничего. А раньше человек шел в кино и десять минут перед началом фильма смотрел киножурнал, рассказывающий обо всех республиках Советского Союза. Советский проект был мощный и продуманный. Люди из регионов работали вместе, а если люди вместе поработали, то их уже никогда не поссоришь. Кстати, Северо-Кавказская студия — единственная структура, в которой сотрудники во времена смуты в 90-х годах не перессорились. Мы спокойно проводили совместные мероприятия и до сих пор все в нормальных отношениях — это было результатом той продуманной советской политики. Мое глубокое убеждение, что только совместная работа и творчество — гарантия целостности и поэтому регионы надо не изолировать, а соединять".

Также наличие в республике площадки, на которой кинематографисты и представители власти работают сообща, помогло бы не допустить катастрофической ситуации, которая сложилась с кинотеатром "Комсомолец". Старейший кинотеатр России, открытый братьями Пате и носивший до революции их имя, является памятником культуры федерального значения.

1 / 5
Кинотеатр "Комсомолец"
2 / 5
Кинотеатр "Комсомолец"
3 / 5
Кинотеатр "Комсомолец"
4 / 5
Кинотеатр "Комсомолец"
5 / 5
Кинотеатр "Комсомолец"
  В 2000-2005 годах стала претворяться в жизнь программа развития культуры РФ, в рамках которой республикам было предложено создать на местах центры российской кинематографии. В Северной Осетии для создания подобного центра был выбран кинотеатр "Комсомолец". Программа предполагала показ отечественных фильмов, которые, как известно, воспитали не одно поколение благородных людей — "сея разумное, доброе и вечное". Помимо показа фильмов, в центре планировалось организовать образовательный лекторий, что сделало бы кинотеатр "Комсомолец" образовательным кинематографическим центром для всего федерального округа. Было подписано соглашение между министерством культуры РФ, министерством культуры республики и кинотеатром "Комсомолец" о том, что Минкультуры РФ поставляет оборудование для показа фильмов, звук, коллекцию фильмов и даже кресла, а республика, в свою очередь, обязуется осуществить косметический ремонт большого зала, в котором уже тогда нуждался кинотеатр. Минкультуры РФ свои обязательства выполнил — нераспакованное оборудование до сих пор стоит в холле кинотеатра, а как выполнила свои обязательства республика, можно увидеть, зайдя в большой зал, в котором уже обвалилась крыша и находиться там опасно для жизни.

Примерно в это же время директор Государственного центрального Музея кино, выдающийся исследователь и знаток кинематографа с мировым именем Наум Клейман, инициирует масштабный культурный проект, чтобы как-то помочь детям, которые пережили теракт в Беслане. На свои собственные средства он закупает оборудование, коллекцию кинофильмов, литературу о кино и предлагает создать в республике Синематеку, которая бы занималась активной просветительской, воспитательной и культурной деятельностью. Два комплекта оборудования Клейман поставляет в Беслан, еще один во Владикавказ в кинотеатр "Комсомолец". Но Синематека так и не заработала. Кинотеатр "Комсомолец" ждал, когда республика отремонтирует здание, чтобы начать реализовывать все эти благородные и столь необходимые республике инициативы Наума Клеймана, но средств на ремонт не нашлось, а в Беслане препятствием стали проблемы иного характера. Очевидно, что главным препятствием на пути создания Синематеки стало равнодушие.

Историк кино Наум Клейман

В интервью различным СМИ в разное время Наум Клейман комментировал ситуацию с Синематекой в Северной Осетии:

"Это очень важно: создать такой центр, который бы через кино интегрировал Осетию в мировую культуру. Я понимаю, что Осетия все равно связана литературой, поэзией, эпосом и так далее со всем миром, но кино существует вне этого, изолированно. Это в каждом регионе надо делать, потому что то, что запущено в воспитании детей, надо восстанавливать. Ведь кинематограф потрясающе меняет атмосферу в городе."

"В России снесли все. Этот кинотеатр последний, его надо спасать. Мы говорили с вашим министром культуры на эту тему. Может быть, какие-то деньги они найдут здесь, может быть, какие-то деньги подкинут социально ориентированные олигархи. Первый этап — приостановить разрушение здания, хотя бы крышу обновить. Второй этап — объявить конкурс на его реконструкцию. Там уже лежит аппаратура третий год. Долго лежит. На то время она была современной, но техника развивается стремительно. Надо делать кинотеатр, в котором историческая память совмещалась бы с современными технологиями. Это сложно, но это выполнимо".

"Звонят из Владикавказа: помогите спасти самый старый кинотеатр в стране. За последнее время в Северной Осетии сменилось четыре министра культуры. Каждый обещал поддержать идею Северо-Кавказской синематеки. И ничего не сделал. Наши североосетинские коллеги уверены, что власти ждут, пока под разрушенной крышей "Комсомольца" окончательно сгниет звуковая система "Долби-стерео", здание разрушится, и на его месте (в центре города) построят гостиницу-люкс. А молодежь Северной Осетии жаждет настоящего кино: музей вместе с культурными центрами и посольствами провел там фестивали канадской анимации и французского кино — залы были забиты. Недальновидные коммерсанты заставляют людей поверить в то, что культура включена в систему только коммерческой деятельности. Дальновидные бизнесмены жертвуют деньги на культуру, зная, что развитый и свободный человек экономически эффективнее".

"Мы давно уже пытаемся учредить Северо-Кавказскую синематеку во Владикавказе. Но там все время происходят перемены: меняются правительства, министры культуры… Мы никак не можем осуществить план, который зародился у нас в те трагические дни, когда пострадали детишки в бесланской школе. Выжившим после шока так нужны позитивные эмоции! И доброе кино может помочь им. Мы хотим содействовать восстановлению во Владикавказе кинотеатра "Комсомолец" (бывший "Пате"), который может стать центром просветительской и психотерапевтической деятельности. В Беслане мы покажем фильмы на DVD: там нет ни одного кинозала, показ возможен пока только при помощи видеопроекции. Но мы подготовили детишкам некоторые дары: итальянцы, мексиканцы, чехи передали нам фильмы на кассетах и дисках для школьной программы".

"Мы пытались способствовать рождению синематек. Начали с Северного Кавказа. После событий в Беслане подарили проекционную аппаратуру школе № 1 — ведь детям нужны были, прежде всего, положительные эмоции. Надеялись, что там появится своя синематека — на базе республиканского проката, у которого и кинотеатры, и коллекция фильмов бездействуют. Я пять раз приезжал во Владикавказ, четыре министра культуры сменились за это время. Все соглашались, и никто ничего не делал. И до сих пор не делается".

Тамерлан Габуев

О том, как Наум Клейман пытался создать в Северной Осетии Синематеку, рассказал археолог, заместитель заведующего отделом археологии в Государственном музее искусства народов Востока Тамерлан Габуев, имеющий к этому важному культурно-просветительскому проекту непосредственное отношение:

"Случился Беслан, а я волею судеб находился в экспедиции в Бруте, буквально в нескольких километрах от Беслана, — естественно мы все переживали. Примерно в это же время я прочитал в газете, что на Венецианском фестивале Наум Клейман получил приз "Принца Венеции" в размере 40 тысяч евро и объявил о том, что эти деньги он потратит на создание Синематеки в Беслане. Через несколько дней мне позвонил сам Наум Клейман и сказал, что ему посоветовали обратиться ко мне, чтобы я посодействовал в осуществлении этой идеи с Синематекой. Я сказал, что делать Синематеку в Беслане — вещь непродуктивная, поскольку там живет всего 20 тысяч человек, и что делать ее надо во Владикавказе. Я съездил в Беслан в Дом культуры, и там мне объяснили, что у них масса кружков и им не до Синематеки, что совпало с моим посылом о том, что Синематеку надо делать во Владикавказе. Я обошел все кинотеатры в городе и внутренне решил, что это должен быть кинотеатр "Комсомолец". Стал выяснять, зашел внутрь, и увидел, что там разруха, говорил об этом в министерстве культуры с чиновниками и так далее. Потом я вернулся в Москву и продолжил разговор уже лично с Наумом Клейманом. Мы стали вместе составлять список фильмов и необходимого оборудования, и сумма выросла за пределы 40 тысяч евро. Это происходило в тот момент, когда уже стало понятно, что Музей кино будет выселен из киноцентра, и они были вынуждены считать каждую копейку, но тем не менее, сделали такой красивый жест.

В следующем году один из комплектов оборудования для Синематеки мы привезли и вручили в новой школе в Беслане. К ее строительству имел отношение мой брат, и он сказал, что в проекте школы был предусмотрен кинозал — все складывалось как нельзя лучше. Второй комплект с подборкой музыкальных фильмов мы передали в музыкальную школу в Беслане, а третий комплект передали в кинотеатр "Комсомолец" во Владикавказе. В это время там обсуждался вопрос поиска инвестора. Но тут же возникали опасения, что если этот инвестор вкладывает деньги и становится хозяином, то какое-то время он может держать там Синематеку, а в дальнейшем может превратить все это в ночной клуб или во что угодно другое. Так потихоньку этот вопрос завял…

Вначале к идее создать в "Комсомольце" Синематеку относились с энтузиазмом. Но потом встал вопрос о том, что над кинотеатром несколько квартир и их нужно как-то расселять, чтобы здание полностью принадлежало Синематеке, а на это нужны деньги, и на ремонт нужны деньги и так далее — оказалось, что это хлопотно и затратно, а при той смене министров культуры, которая тогда была, все это, как я понял, ни к чему не привело. Возможно ли решить вопрос с "Комсмольцем"? На это нет денег, и этот вопрос в силах решить только первое лицо республики.

Через какое-то время я приехал в школу в Беслан и спрашивал у учителей, показывают ли кино, и мне говорили, что нет. Тогда я спросил у директора, будет ли показываться кино. Она вызвала техника, и он сказал, что в комплекте не хватает какой-то детали — шнура или провода. Я приехал в Москву, сказал об этом Клейману. Он ответил, что по списку было поставлено абсолютно все, а если не хватает проводка, то он стоит условно 70 рублей.

Я думаю, что в Беслане Синематека так и не состоялась не из-за проводка, а в силу того, что, чтобы вести этот проект, нужна оплачиваемая должность, потому что время, затраченное на проведение таких мероприятий — значительное. Вопрос, а есть ли в школе такая единица? А если оборудование простаивает, то имеет смысл его передать хотя бы в Национальную библиотеку, на базе которой, как известно, был свой киноклуб".

В новой школе в Беслане поставленное Клейманом оборудование так и лежит в коробках. Только проекционный экран занял свое место в кинозале, где показывают различные видео, необходимые в рамках торжественных школьных мероприятий. В кинозале, который действительно предусмотрен в проекте школы, есть специальные окошечки, предназначенные для кинопроектора, но сквозь них за эти годы так и не прошел луч света. Сейчас окошечки спрятаны за картиной. Как объяснила директор школы Людмила Петровна Дзуцева и школьный техник Александр, они были счастливы, когда Клейман выступил с этой инициативой, пробовали разобраться с оборудованием, пытались устанавливать, но понадобился дорогостоящий проводок, да и окошечки для проектора оказались неприспособленными.

Школа в Беслане

Людмила Петровна привлекала разных специлистов, но никто из них так и не смог разобраться с оборудованием. На вопрос, почему с просьбой выслать специалистов не обратились к самому Клейману, директор пожала плечами, дав понять, что это было продиктовано нежеланием беспокоить мэтра. Коллекции фильмов в школе нет, их не поставили вместе с оборудованием и выяснилось, что они находятся в Бесланской фильмотеке, но несколько лет назад фильмотеку ликвидировали.

Похожая ситуация сложилась и во Владикавказе. Директор кинотеатра "Комсомолец" Алан Тебиев рассказал, что еще не так давно в республике функционировал департамент кинематографии при министерстве культуры республики, который затем преобразовали в кино-видео фонд, а сейчас благополучно ликвидировали, оставив только двух специалистов, которые следят за сохранностью коллекции.

Возможно, что именно последовательной ликвидацией всех структур, связанных с кино, объясняется вопиющая несправедливость, которая сложилась с кинотеатром "Комсомолец" и с проектом Синематеки.

В упомянутой выше статье Алины Акоефф "Оживет ли "Комсомолец?", опубликованной в газете "Северная Осетия", нынешний министр культуры Руслан Мильдзихов, комментируя слухи о возможной продаже кинотеатра "Комсомолец" филиалу Мариинского театр, сказал:

"Кинотеатр разрушается. В свое время он был на балансе министерства культуры, однако потом с этого баланса снят и выставлен на торги. Никто этим зданием не заинтересовался. Когда я стал министром, хотел взять его обратно на баланс, но для этого нужна была идея, как он должен функционировать и на какие средства проводить ремонт. Стратегия его развития для меня понятна: это исторический памятник, синематограф братьев Пате, государственный кинотеатр. Там великолепные подвальные помещения, само здание историческое, и кроме кинотеатра, ничего не может быть. Но сегодня я, как и вы, слышу, что его хотят передать Мариинскому театру. Все это пока на уровне слухов. Мне кажется, что школу актерского мастерства можно открыть и в училище, и в любом более приспособленном месте, но в центре города нет ни одного кинотеатра, и мне хотелось бы, чтобы "Комсомолец" восстановили именно как кинотеатр".

Оборудование в Бесланской школе

Здесь вновь возникает вопрос о важности создания площадки коллективного и комплексного обсуждения вопросов кинематографа, на которой бы поднимались и обсуждались такие общественно значимые вопросы, как: почему "Комсомолец" разрушается, почему его возможно продадут филиалу Мариинского театра и есть риск, что старейший кинотеатр России утратит свой статус и в нем больше никогда не покажут кино. И эту информацию никто официально не комментирует ни в филиале, ни в кинотеатре, ни в министерстве имущества. Между тем на Проспекте Мира, в исторической части города, на сегодняшний день нет ни одного работающего кинотеатра — один снесли и сделали на его месте парковку, второй переформатировали в ночной клуб, а третий — "Комсомолец" вынужден сдавать в аренду часть своих площадей под выставку восковых фигур и обувную мастерскую, чтобы хоть как-то выжить и не превратиться в развалины.

Или, например, такие как: почему из-за равнодушия и безответственности различных властных структур в Северной Осетии так и не заработала Синематека, которая за эти бездарно упущенные годы воспитала бы на светлом и добром кино уже не одно поколение. Почему министерства образования и культуры никак не помогли Бесланской школе разобраться с оборудованием, и не ввели, в конце концов, отдельную ставку для человека, который занимался бы Синематекой, ведь ее хотели создать для наших детей? Для детей, переживших страшную трагедию и так нуждавшихся в позитивных эмоциях, которые может дать настоящее, доброе, светлое кино — коллекцию именно таких фильмов помогали Науму Клейману собирать энтузиасты со всего мира. А сегодня эта коллекция лежит нераспакованной в ликвидированных республикой фильмотеках, а возможно и навсегда утеряна. Потому что из всех искусств для нас наименее важным является кино.