Выставка во Владикавказе: обман и плутовство Елены Джетере

Молодая художница уже известна осетинскому зрителю. О ее новой экспозиции во Владикавказе - в репортаже Sputnik
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В выставочных залах Северо-Кавказского филиала государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО в рамках программы "Галерея Кавказ" состоялось открытие первой ретроспективной выставки Елены Джетере "Перезагрузка". О том, что можно было увидеть на выставке автора из Дагестана — в репортаже Анны Кабисовой.

Молодая художница уже известна осетинскому зрителю — в разное время Елена Джетере принимала участие в международном художественном симпозиуме "Аланика" и форуме молодых художников Северного Кавказа "ART КАВКАЗ NEXT".

Выставка "Перезагрузка", в целом посвященная осмыслению современного Дагестана, включает в себя также работу, которая имеет непосредственное отношение к Северной Осетии. В зале, где представлена ретроспектива произведений, которые куратор выставки Антон Вальковский условно объединил как серию автопортретов Елены, находится инсталляция, рассказывающая о прапрадедушке художницы Иасоне Дмитриевиче Мамацеве — протоирее Свято-Троицкой братской церкви.

Зритель видит портрет Иасона Дмитриевича Мамацева, под которым, прямо на полу зала, насыпана земля, перемешанная с картофелем. Так художница рассказывает историю прапрадедушки и храма, в котором он служил. В 1932 году Свято-Троицкий храм был закрыт, затем на его месте построили здание для сотрудников НКВД.

Во Владикавказе открылась выставка художницы из Дагестана Елены Джетере

По рассказам бабушки Лена с детства помнит, что храм был снесен, а образовавшийся пустырь удобрен землей и засеян картошкой.
Но работу нужно обязательно смотреть в контексте остальных, как это задумано куратором.

"На долю секунды кажется, что образы художника в какой-то мере мимикрируют под глянец, доходящий местами до китча, но за всем этим эстетическим и визуальным великолепием скрывается другая Елена Джетере — подчас колкая, местами саркастичная и критичная, но при этом не выдающая своей отстраненной дистанции. Джетере — это художник-трикстер: за ее изобразительными строфами скрывается обман и плутовство. Они являются совершенно не тем, чем кажутся" — комментирует творчество Джетере куратор Антон Вальковский.

Такой "обманкой", например, выглядят фотографии молодых дагестанских девушек, снятых в журнальной глянцевой стилистике. Полюбовавшись несколько секунд правильной красотой девушек, зритель вдруг понимает, что что-то не так: вот эта правильность, делающая разных девушек такими похожими друг на друга — исследование Лены на тему повального увлечения юных дагестанок выравниванием носов — стремясь достичь западного канона красоты, олицетворением которого является Анжелина Джоли, юные красавицы ложатся под нож, чтобы подняться уже с ровным, лишенным горбинки, носом.

Во Владикавказе открылась выставка художницы из Дагестана Елены Джетере

Рядом с этой работой зритель видит серию фотографий городского пейзажа: на фоне завесы дыма и вертолетов в небе, на крыше дома — маленькая фигурка человека. На первый взгляд, эти фотографии про красоту катастроф, но, как и в других работах Лены, в них есть много смысловых уровней.

Человек на крыше — это образ современного пользователя социальных сетей, который в погоне за "лайками" и подписчиками, рискуя жизнью, снимает себя на фоне пожара. Размышления Сьюзан Зонтаг о природе фотографии и месте человека в ней — "я не был в Китае, если не сфотографировал его", или "я не прожил жизнь, если не сфотографировал себя в ней" — достигают в этой работе своей кульминации.

"Мы же считаем, что фотография человека на крыше — это, скорее, история о завороженности Художника непреодолимой и возвышенной стихией, чем-то бесконтрольным и неуправляемым (будь то господствующие в обществе модели поведения или модные тренды), о соблазнении образами и визуальном искушении, о мороке изобразительного дыма в контексте персональной эсхатологии. Любопытно, что 24 сура Корана "Ан-Нур" ("Свет") начинается с истории об искусе и прелюбодеянии", — комментирует работу Вальковский.

В отдельном большом зале представлена новая работа Елены "Арт Археология". Археология изучает культурный слой — человеческий след, запечатленный в толще земли. "Арт Археология" Елены Джетере обращается к изучению культурного слоя, который оставят после себя она, ее соплеменники, современники. Сетчатые габионы, наполненные камнями и морской галькой, расписанные параллелепипеды, обнажающие городскую инфраструктуру, — это визуализация вечной стройки, охватившей и изуродовавшей прибрежную территорию между Махачкалой и Каспийском, которая никак не закончится.

Метафора бессмысленности и тщеты усилий современного человека, бьющегося в житейских обстоятельствах. Недостроенный "Вавилон", обезображенная земля, неухоженный ландшафт — вот что, по мнению художника, может предстать глазам потомков. И все же, создавая свои безупречные, почти дизайнерские объекты, Елена Джетере подменяет реальные камни имитацией из пенопласта, превращая материальную грузность в воздушные облака — перифраз надежд на светлое будущее.

В последнем зале зрители смотрят на море. Стихию, равноценно уравновешивающую пламень пожара.

1 / 7
Во Владикавказе открылась выставка художницы из Дагестана Елены Джетере
2 / 7
Во Владикавказе открылась выставка художницы из Дагестана Елены Джетере
3 / 7
Во Владикавказе открылась выставка художницы из Дагестана Елены Джетере
4 / 7
Во Владикавказе открылась выставка художницы из Дагестана Елены Джетере
5 / 7
Во Владикавказе открылась выставка художницы из Дагестана Елены Джетере
6 / 7
Во Владикавказе открылась выставка художницы из Дагестана Елены Джетере
7 / 7
Во Владикавказе открылась выставка художницы из Дагестана Елены Джетере

В рамках открытия выставки состоялся мастер-класс Елены Джетеры "Культурный слой", участники которого попытались ответить на вопрос "как будут воспринимать его потомки через 100 лет по оставленным им вещественным источникам".

Елена Джетере — выпускница Государственного педагогического университета Республики Дагестан, участник коллективных, персональных выставок, крупных художественных региональных проектов: Северо-Кавказской биеннале современного искусства (2011, 2013), Форума молодых художников Северного Кавказа "ART КАВКАЗ NEXT" (2013-2015), Международного художественного симпозиума "Аланика" (2016, 2017).