Ян Габараев
Кристально чистое небо над одним из самых живописных мест Южной Осетии утром в пятницу озарила яркая огненная вспышка, вслед за которой раздался грозный пронзительный свист, а крутой зеленый склон под высотой скрылся в густой пелене темного дыма.
Специалисты центра по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" МЧС России продолжают работу по обнаружению взрывоопасных предметов в районе села Прис в Южной Осетии. Опытным саперам в опасной работе помогает богатый арсенал робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов, которые своим монотонным жужжанием заглушают непринужденное пение птиц, радующихся скорому наступлению лета.
Взгляд сразу же привлекает причудливое устройство, напоминающее марсоход или миниатюрный танк, скрещенный с неким подобием экскаватора, с плотной металлической бахромой на передней части. Это, как объясняет, замначальника "Лидера" Алексей Кудяков, один из главных помощников в опасном ремесле сапера, продукт технологического прогресса, сохранивший немало жизней: робот MV-4. Он подобно трактору взрывает пласты земли, обнажая мины и другие снаряды, которые смертельным кладом таит в себе земля под высотой "Паук".
"MV-4 управляется дистанционно, и позволяет без риска для жизни оператора обнаруживать любые снаряды. Он не имеет каких-то специальных датчиков: робот вскапывает землю с помощью металлических деталей, которые крутятся с большой скоростью, и тем самым мины оказываются на поверхности", — говорит Кудяков.
Очевидно, что ни машина, ни оператор, никогда не знают заранее, какой именно заряд и какой разрушительной мощности залегает под землей. Напрашивается закономерный вопрос о том, чем определяется срок службы робота: волею случая или тонким расчетом инженера. Однако Кудяков быстро развеял пессимизм.
"Конструкция робота рассчитана на возможность случайного подрыва. Он имеет надежную обшивку, и даже если наедет на мину, ущерб будет минимальный", — объясняет он.
Однако машина — всегда лишь ценное, но подспорье в филигранной профессии сапера, ведь самая опасная часть операции неизменно остается обязанностью человека, проверкой интуиции и профессионализма, не терпящей, как известно, ошибок. Уверенные движения пиротехника на расстоянии дыхания от смертоносного заряда говорят о непостижимой, хладнокровной приверженности делу своей жизни.
"Центр "Лидер" работает в большинстве регионов России и за рубежом. Мы регулярно находим бомбы эпохи Второй мировой в самой различной местности. В Сербии, в частности, часто обнаруживаем неразорвавшиеся снаряды американского производства, которые США любезно подарили определенным странам бывшей Югославии в 90-х", — сказал Кудяков.
В Южной Осетии "Лидер" работает уже третий год. В этот раз специалистам предстоит в три этапа очистить от опасных предметов около двадцати гектаров. В первую очередь, саперы исследуют местность в районе высоты "Паук", далее перейдут в Новокуртатинскую сельскую администрацию, а также проверят на наличие взрывоопасных предметов Зарскую дорогу.
"Мы уже успели проверить семь гектаров и обнаружили 48 взрывоопасных предметов: артиллерийские снаряды, ракеты РЗСО "Смерч", ручные гранаты и выстрелы гранатометов. Все они были переданы югоосетинским коллегам и уничтожены", — сказал Кудяков.
Отряд центра из тридцати человек приехал в Южную Осетию на 80 дней. За это время запланировано очистить от взрывоопасных предметов более двадцати гектаров территории республики.