Памятник поэту Коста Хетагурову работы Владимира Соскиева демонтируют с проспекта Мира во Владикавказе и перенесут в Музей поэта — об этом на своей странице в социальной сети Facebook правозащитник Николай Цирихати.
После этого в соцсети началась волна протеста против переноса памятника и призывы защитить скульптуру авторства Владимира Соскиева.
Корреспондент Sputnik Южная Осетия Анна Кабисова собрала высказывания художников, журналистов, филологов и других представителей творческой интеллигенции Владикавказа и Москвы по поводу ситуации вокруг памятника.
Ирина Горлова, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи:
Соскиев автор с особенной интонацией, чувством формы и материала. Один из лучших скульпторов поколения. Надо беречь работы таких мастеров.
Ростан Тавасиев, художник, внук скульптора Сосланбека Тавасиева:
Владикавказу очень повезло с памятниками Коста Хетагурову. Их два и они разные. Один величественный, другой человечный. "Объемный" взгляд на такую важную для культуры фигуру — большое и редкое благо. Странно от такой возможности отказываться и особенно странно пытаться лишить ее других. Лучше цветы принести к тому памятнику, который ближе к сердцу. А на деньги на демонтаж и перенос потратить на издание книг Коста — они и есть его главный и лучший памятник.
Тамерлан Габуев, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Музея народов Востока:
Господа осетины! Вопрос о демонтаже памятника пошел на второй виток. И это очень печально. Если это произойдет, то значит СЛОБОДКА победила Владикавказ. Слободка, это не район города, а ущербное мировоззрение маргиналов, ненавидящих Культуру. Из их среды формировались толпы погромщиков разных мастей. Сейчас время дошло и до памятников, вернее с этого погром культуры начинается. Соскиев — Художник! Эпитеты не люблю, но скажу — один из крупнейших в Европе за последние сорок лет.
Михаил Ткаченко, создатель сайта "Старый Владикавказ":
Я очень люблю КОСТА. Я очень часто пишу о нем.
Собираю по крупицам любую информацию имеющую отношение к этому великому Человеку. Мне очень больно читать сообщение о сносе памятника Коста Хетагурову на проспекте Мира. ОЧЕНЬ БОЛЬНО. Но раз решение принято, то его исполнят.
Все кому не безразличен этот прекрасный памятник, придите и положите рядом с Коста хотя бы один цветок. Давайте таким образом попрощаемся с ним.
Ирбек Доев, специалист по GR:
Великий осетинский поэт был, прежде всего, человеком. Он не был великаном. Он не был уаигом. Он был таким же, как мы. И гений Соскиева изобразил его таким же, как мы ЧЕЛОВЕКОМ. Не вымышленным инопланетянином. Только и всего.
Алина Акоефф, сотрудник газеты "Северная Осетия":
Осетии не нужен Коста — человек. Осетии нужен миф о Коста. Бронзовый истукан. Они не помнят историю, не помнят, как развенчивали и ненавидели Коста в начале 20 века, как сами же Хетагуровы вытирали об него ноги, не помнят, что сделали с его сестрой. Им не нужен человек- Коста. Нужен бронзовый памятник. На большее образования не хватает.
Галина Тебиева, директор Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства:
Утро началось с отвратительной новости, что опять пошла волна с переносом скульптуры Коста Хетагуров работы Владимира Соскиева. Ещё узнала о существовании правозащитника Николая Цирихати. Ещё узнала, что Соскиев заслуживает "Божьего наказания" за надгробие Гайто Газданову.
Друзья, что, пришло время "правозащитников" и "активистов"?
Кстати, вспомнилась недавняя история с ещё одним — Дмитрием Цорионовым, устроившем погром на выставке Сидура. Видимо, именно скульптура сильно воздействует на сознание и эмоциональное состояние этих персон.
Владикавказ, опомнись!!! Ты всегда был Городом, где ценили высокое искусство, устраивались литературные вечера, музыкальные салоны.
Из горожан, укоренённых в городскую среду как в культуру, мы стремительно превращаемся в "жителей города"- временщиков, озабоченных только своим бытом, формирующим только "свою" бытовую культуру.
Господа начальники, не забывайте, что это опасность и для вас — рыхлая, изменчивая в зависимости от изменения экономики и быта культурная основа этого электората очень неустойчива и может вас подвести.
Аркадий Хадзарагов, художник:
Хорошая скульптура. Может, конечно, чуть не в масштабе, но не стоит убирать и прятать. Интересней поставить еще 50 разных портретов Коста. Пусть будет разным, пусть встречается везде в городе. Коста ценен тем, что объединял многие нации, будучи осетином и даже религии, будучи православным. Скульптура спорная для обывателя, но тем она еще ценней. Это знак того, что социум не принимает такое. Это из страха показаться слабым. Если б на коне с большими кулачищами, газырями, в которые влезут железнодорожные шпалы; шеей, шашкой, прожигающим врагов взглядом и другими атрибутами "настоящего…", то споров было бы много меньше.
Фатима Абаева, лингвист:
Иметь скульптуры Владимира Соскиева в нашем городе — большая честь! Неприятие толпы — индикатор высокого уровня исполнения и содержания! Быть непонятым — участь гениев! Но время все расставит на свои места, и кому-то будет очень стыдно…
Земфира Дзиова, художник:
Соскиев — великий скульптор и когда-нибудь критикам будет стыдно. Если бы нашим критикам на зуб попался памятник Пушкину Гадаева, то они бы и его разжевали и выплюнули.
Посмотрите на памятник Пушкину Гадаева. Он далеко не на постаменте и почему то это никого не смущает и гений Пушкина не умаляет.
Катерина Толасова, журналист:
Соскиев ведь на самом деле великий. Но сейчас, видимо, время такое. Осетия меняется. Не ожидала, что это может происходить в режиме форсажа. Но будто вихрь. И столько новых людей, необразованных, но убежденных в собственной значимости и несокрушимости.А обратно к духовности и интеллекту — очень длинный путь.
Рита Хасо, художник:
Если бы Джакометти родился в Осетии — его бы травили как Соскиева Владимира Борисовича. Очень грустно и стыдно за подобную травлю! Соскиев останется в истории как большой художник, а кто вспомнит вас? Творение рождается художником, но ещё нужны люди, которые способны понять это! Ведь были люди, которые сохранили для человечества великие произведения своего времени и их заслуга не менее значимая для истории. То,что происходит сейчас в Осетии большая проблема отсутствия культуры и полное невежество!!! Если демонтаж произойдет, то как будет выглядеть Осетия в культурном пространстве России и мира! Дикость невежества откидывает свой народ за черту Культуры! Что происходит с Вами великие осетины?
Аслан Хетагуров, художник:
Был сегодня приглашен на этот Совет. Остался при своём мнении, которое многократно озвучивал до того и озвучил на этой комиссии — необходим постамент для этой хорошей скульптуры. Это хорошая, с найденным образом и интересной пластикой скульптура но…. не грамотно установленная! Но большинство присутствовавших на этом Совете, приняло решение о переносе. С чем я как профессионал был не согласен.138 раз повторяю — не ставят скульптуры Великих и Святых людей прямо на грунт, без постамента! Нельзя на Коста смотреть сверху вниз! В каждом деле есть свои профессиональные законы!
Не ставят скульптуру "на воздухе" пропорциями мене 1,5 натуры! (не верите мне, вспомните слова известного скульптора Клыкова по этой работе на Проспекте). Не может хорошая КАМЕРНАЯ скульптура быть механически увеличенной и не потерять своих ценных качеств! Пусть наконец каждый начнёт судить о том чему научен и не лезет в сферу не своих талантов!
Совет по монументальному искусству при Мэрии будет восстановлен! Это решение приняли! Там будут чиновники, архитекторы, дизайнеры, краеведы, скульпторы и художники. Если бы он действовал на момент установки скульптуры Къоста, все было бы грамотно и без скандалов установлено! А пока что у нас в монументальной скульптуре все как в обычной жизни, через родственно-ущельные дела. Без предварительного обсуждения профессионалами… Снос, демонтаж, перенос — это не признаки высокой культуры.
Тимур Мусаев-Каган, художник:
Скульптура Хетагурова на проспекте Мира — одна и жемчужин Владикавказа, один из главных символов города, остающаяся при этом, как справедливо отметил Магомед Кажлаев, очень уютным, близким. Человечным. О художественных достоинствах и говорить не приходится, по моему, они очевидны. А надгробие Газданову это просто шедевр, жаль что не видел его воочию. Может быть он оказался слишком человечным, земным. Возможно смущает отсутствие дистанции для почитания памятника, как божества.
Евгения Гершкович, историк искусства, арт-критик:
Когда я думаю о Владикавказе, вспоминаю именно это место, этот памятник, вход в парк, и сам парк. Осенние листья, и тихую музыку из радиоточки. Поразительно все сошлось: искусство ваяния, место, пропорции, нежное отношение к среде, угаданное настроение. Не трогать!
Магомед Кажлаев, художник:
Коста такой уютный. и человечный в сквере… Как можно… Не ожидал такого, потомкам будет стыдно… У Осетии выдающиеся мастера пластики, ими может гордиться не только народ Осетии… Не позорьтесь из-за горстки не чутких к своей великой духовной истории. Уверен что этого безобразия со сносом скульптуры великий осетинский народ не позволит!
Заур Фарниев, журналист:
Если у нашего города есть душа, то она сидит на проспекте в виде скульптуры Соскиева. Она сухонькая, хрупкая, надломленная, но неимоверно сильная. Способная выдержать все страдания за свой народ. За каждого человека из этого народа. Но этот народ хочет мышц. Он хочет видимой мощи. Он хочет быть под, а не наравне.
Потому что наравне страшно. Потому что наравне уже нужно спрашивать с себя. И этот страх победил. Он всегда побеждает слабых.
Как сообщает на своей странице в Facebook Заур Фарниев, ему удалось связаться со скульптором Владимиром Соскиевым:
Только что поговорил с Владимиром Соскиевым. На душе стало еще противнее. Скульптор сказал, что ни о каком переносе Коста с проспекта не может быть и речи. "Если его решат перенести, то я его заберу. Место, где его поставить найдется", — сообщил он.
Скульптуру не продавали городу — это дар. Она до сих пор находится в собственности автора, поэтому он имеет полное право распоряжаться ею на свое усмотрение. Также он вспомнил, что когда устанавливали Коста на Проспекте, бывший глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров прямо сказал, что скульптура ему не нравится, но при этом отметил, что не настолько разбирается в искусстве, чтобы решать, хороша она или плоха.
По сообщению газеты "Слово", в администрации Владикавказа прокомментировали ситуацию с памятником отметив, что судьба скульптуры еще не решена.
"Накануне состоялась встреча с представителями общественности, вопрос находится на стадии обсуждения. Никто не может сейчас сказать точно, демонтируют его или нет",- сказали в пресс-службе администрации города.