Анна Кабисова о спектакле "Братья" как внутренней необходимости высказаться

Колумнистка Sputnik о премьере документального спектакля "Братья" - первой подобной инициативе в Кавказском регионе
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В Москве в Государственном центре современного искусства в рамках выставки "Владей Кавказом!" состоялся показ документального спектакля "Братья", созданного в рамках театральной лаборатории 12+ во Владикавказе по инициативе Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО. В спектакле заняты студенты актерского факультета Северо-Осетинского государственного университета.

Длинное предисловие

Впечатление от спектакля невозможно отделить от всего, что ему в этот день предшествовало. Утро субботы я провела с дочкой на детской площадке — по пути туда нас сопровождали сильный порывистый ветер, солнце, играющее в прятки, голоса птиц и детей.

Все начинается в детстве и невозможно не думать об этом, наблюдая за тем, какими словами, тоном и еще чем-то неуловимым, общаются между собой мамы, папы и их дети на площадке. Кто-то бесконечно терпелив и ласков со своим ребенком, кто-то одинаково раздраженно реагирует на любые, даже самые безобидные проказы, кто-то "не хладен и не горяч" — ровно равнодушен, а по Писанию, это самое страшное — ты зол, но ты живой и у тебя еще есть шансы стать добрым, а равнодушие слишком похоже на небытие. Конечно, для полноты выводов, одного часа наблюдения слишком мало: очевидно, что тот, кто был сегодня ласков, завтра может быть злым, а тот, кто был злым, завтра будет равнодушным — да и соломинка в чужом глазу всегда мешает увидеть бревно в своем… Но образ детской площадки, которую то заливало солнцем, то накрывала тень, и происходящие на ней диалоги "отцов и детей" — важная первая деталь в будущем впечатлении от спектакля.

Второе важное впечатление дня — чтение книги "Русское искусство" Екатерины Деготь: главы про Малевича, Кандинского, Крученых, Татлина. По Кандинскому, у картины должна быть "внутренняя необходимость" ("Кандинский первым приструнил зрителя нового века, запретив ему ждать от искусства исполнения его обывательских желаний и потребовав судить творца по его намерениям, по степени "внутренней необходимости" его работ" — Екатерина Деготь) и в этом смысле, появление документального спектакля "Братья", основанного на интервью с подростками Осетии — это внутренняя необходимость молодежи высказаться, прокричать свои проблемы и страхи, достучаться до самих себя и родителей. Всему свое время — и документальный театр появился в Северной Осетии именно тогда, когда воздух слишком сгустился, "красота" традиционного искусства не спасает мир, а доверие даже к самым близким, подорвано. Не слишком самонадеянными будут и слова о том, что появление документального спектакля на Кавказе — такое же событие и новый отсчет в истории искусств региона, как и "Черный квадрат" Малевича в мировой истории искусств…

Третьим впечатлением и, может быть, самым сильным образом спектакля стал ураган, разыгравшийся буквально за полчаса до его начала: холодный ливень больно бил по лицу, от сильного ветра падали неустойчивые конструкции и деревья, пешеходов сносило с ног, зонты выворачивало наизнанку — дорога, которая вела к зданию, где проходил спектакль, была перегорожена упавшим деревом. Чуть забегая вперед, скажу, что когда спектакль закончился, на улице стало необычайно тихо и сквозь просветлевшее небо, на асфальт падали последние лучи уходящего солнца.

Быть собой

Я инженер на сотне рублей,
И больше я не получу.
Мне двадцать пять,
И я до сих пор не знаю, чего хочу.
И мне кажется, нет никаких оснований
Гордиться своей судьбой.
Но если бы я мог выбирать себя,
Я снова бы стал собой

БГ

На спектакль пришел мой знакомый, который последние несколько лет живет в Аргентине. Он был со своей девушкой-аргентинкой, которая не знает русский язык. Чтобы как-то ее подбодрить, я сказала, что постановка красивая, с тонкой хореографией и, даже не понимая о чем говорят, можно наслаждаться визуальностью спектакля. И действительно, простота и минимализм художественных средств, использованных в оформлении спектакля, несут в себе помимо идеи "суровости" региона, почитания черного цвета и обнаженности героев (все они были босые) некий ключ к понимаю народа — единственными декорациями спектакля стали медиа-проекции: парящий орел, горная река с одиноким деревом и столь же простое, но пронзительное звуковое оформление.
Спектакль разбит на главы. Первая называется "Быть собой".

Премьера спектакля "Братья" в Москве

Когда мы становимся собой? Когда появляемся на свет? Или когда впервые отделяемся от матери? Когда мы перестаем быть собой? Когда делаем то, что от нас хотят родители, но не хотим мы? Или когда сами предаем свою мечту?

Представляя спектакль, режиссер Никита Бетехтин сказал, что все монологи героев — это реальные истории подростков, интервью с которыми были записаны в ходе подготовки спектакля. Все темы, которые поднимаются в спектакле, в Осетии табуированы. И добавил, что было очень страшно, как примут спектакль в самой Осетии.

Спектакль приняли по-разному (премьера состоялась во Владикавказе в ноябре 2017 года — ред.). Основной претензией зрителей было, что это не театр, но это нормально, — про "Черный квадрат" тоже говорили, что это не живопись. А второй главной претензией был вопрос: "почему "чернуха"? У нас что, все так плохо?" И в этом смысле тема "быть собой, или не быть" — на первый взгляд не самая трагичная, но ведь все, что впоследствии становится трагедией в жизни подростка, начинается с этого — с невозможности быть собой, в несамостоятельности принятия решений и ответственности за них.

Любовь

Вторая глава называется "Любовь". И то, как ее решили хореографы, просто потрясающе. Он и она тянутся друг к другу глазами, руками, всем телом и вдруг эту медленную хореографическую поэму разъединяет "агъдау" — руки взмывают ввысь в осетинском классическом танце и в этой детали есть все — непонимание родителей, слепое следование традициям, гнет общественного мнения. А потом героями проговариваются душераздирающие монологи о первом предательстве, когда о твоем падении знает вся школа, и ты хочешь от стыда воткнуть себе в живот нож.

Мама

Почему-то те, кто упрекал режиссера в том, что ему была важна "чернуха" не пожелал увидеть в спектакле белые пятна, а ведь они есть и достаточно проявлены — например, монолог о родителях, которые живут тридцать лет душа в душу без единого громкого слова в адрес друг друга и то, насколько цельный и сильный духом сам герой монолога — доказательство того, что любовь родителей в полной мере проявилась и в нем. Да, все остальные истории не столь радужные, в них очень мало любви, тоска по маме и это еще один сильный образ спектакля — герои словно стоят у стены плача, обращая свои молитвы и всю свою боль к маме, которая всегда должна быть сильной и полной любви, даже если ребенок ее уже не ребенок, но утрата мамы — ее физическая, или психологическая смерть — это утрата всех иллюзий и подрыв доверия к этой жизни, в которой сам источник твоей жизни, давший ее тебе, вдруг почему-то иссякает.

Боль

Эта часть спектакля называется "Боль", но ее с уверенностью можно было еще раз назвать "любовь": героиня рассказывает, что молодой человек, влюбленный в нее, болен онкологией и описывает ей боль, которую испытывает. Героиня слушает, но чувствует, что не понимает как можно ощущать такую боль. И тогда она берет нож и режет себя. Она так сопереживает, так она чувствует себя живой. И потом в конце монолога хореографы придумали вторую гениальную вещь — то, как она идет, а потом и летит по сцепленным рукам своих друзей куда-то туда, куда устремлен ее взгляд. Следующая глава называется "Будущее".

Будущее

В спектакле нет главных и второстепенных героев. Все — главные герои. Но невозможно не выделить монолог героя с инвалидностью. Он очень сильный. А у сильного всегда есть ирония. Он рассказывает о том, как его инвалидность воспринимают окружающие — даже приходящая учительница почему-то считает, что прикованность к инвалидной коляске как-то влияет на работу мозга и означает, что ее ученик пятнадцати лет будет бояться картинки с тигром в книжке. А город, в котором он живет, усиленно делает вид, что людей на инвалидных колясках нет, а значит не нужно и создавать условия для их комфортного перемещения. Не замечать удавалось вплоть до последнего времени, а потом в городе появились пандусы, пользуясь которыми, можно получить вторую инвалидность. Он рассказывает об этом с улыбкой на лице. И ты веришь, что, несмотря на все, он будет счастлив, потому что у него есть сила и характер. И этой силой он наделяет всех остальных героев. Белые пятна разрослись и вытеснили все остальные. Вы же знаете, что весь спектр цветов содержится в одном цвете и этот цвет — белый?

1 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
2 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
3 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
4 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
5 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
6 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
7 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
8 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
9 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
10 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
11 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
12 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
13 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
14 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
15 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
16 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
17 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
18 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве
19 / 19
Премьера спектакля "Братья" в Москве

Постановочная команда спектакля "Братья":

Режиссер Никита Бетехтин, художница Анна Кострикова, медиа художник Федор Шмелькин, художник по свету Александр Арбузов, хореографы Владимир Ермаченков и Тамара Тебиева, саунд-дизайнер Ян Кузьмичев, драматург Сергей Давыдов, продюсер Карина Бесолти.

В спектакле заняты: Марина Васькова, Линда Наниева, Валентина Бесолова, Амина Агкацева, Давид Хубаев, Сослан Тедеев, Тамерлан Гуцаев, Илона Псхациева, Ангелина Бердиева, Сослан Гагулаев, Георгий Валиев.

В основу спектакля легли интервью с подростками Северной Осетии из разных социальных групп, записанные их сверстниками, а также студентами актерского отделения факультета искусств СОГУ в документальной технике вербатим. В результате получилось эмоциональное и живое высказывание о поколении, в котором есть и бескомпромиссный язык улиц и высокая трагедия, постановка, которая одновременно трогает и возмущает, завораживает и озадачивает, одним словом, показывает болевые точки непростого возраста и общества, в котором сегодня взрослеют дети.

По словам создателей, в современном театре сегодня критически мало спектаклей, способных вовлечь подростков в диалог на важные для них темы, и "Братья" — как раз одна из таких возможностей:

"Разговор получился откровенным, о том, что сегодня волнует подростка — отсутствие коммуникаций между поколениями, когда взрослые не могут разглядеть в своих детях самостоятельных людей и два поколения живут каждый своей жизнью, между ними нет моста общения. Спектакль, как и пьесу, мы назвали "Братья" — будем пытаться этот мост наладить. Наша задача — не шокировать, мы все знаем об этих проблемах, но молчим, пытаемся пройти мимо. Мы хотим создать новую коммуникацию, язык, чтобы взрослые могли увидеть проблемы своих детей, дети разглядели взрослых, чтобы они сели и, наконец, поговорили", — рассказывает режиссер постановки Никита Бетехтин.

Документальный спектакль "Братья" — первая подобная инициатива в Кавказском регионе. К работе в московско-владикавказской команде были привлечены в числе прочих молодые сценограф и медиахудожник — постановка говорит со зрителем на современном ему языке при помощи средств мультимедиа.