Георгий Черчесов запомнился киноманам Осетии своей картиной "Name", получившей гран-приз кинофестиваля "Дирижабль" в 2010 году во Владикавказе. Отец Георгия — Алан Георгиевич Черчесов — известный писатель и основатель Института цивилизации. Несколько лет назад семья переехала на постоянное жительство в болгарский город Пловдив. Как складывается сегодня творческая жизнь Георгия в Болгарии, читайте в интервью корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой.
— Как ты воспринял решение семьи переехать в Болгарию?
— Сам я родился в Пловдиве, поэтому можно сказать, что Болгария — это моя "юридическая" родина, куда я, сколько себя помню, приезжал каждое лето на каникулы. Поэтому страну я знал неплохо и чувствовал себя в ней почти как дома, особенно если учесть, что здесь у меня много родных, которые любят не только меня и нашу семью, но и Россию. Кстати, очень гордятся тем, что мой прапрапрадед — Бодз Черчесов — был героем Шипки и участвовал в освободительной войне против Османского ига. Так что с Болгарией мы "породнились" давно, и я уезжал не в чужую страну. Хотя покидать мою главную кровную землю, Осетию, мне не слишком хотелось.
— С чем тяжелее всего было расставаться в Осетии?
— С бабушкой и друзьями. Дружба в Осетии — это больше, чем то, что считается дружбой где-нибудь еще. По своим настоящим друзьям я по-прежнему очень скучаю. Рад был повидаться с ними в прошлом году, когда приезжал зимой на неделю.
— Как со времени приезда складывалась твоя профессиональная и творческая жизнь? Трудно ли было найти работу?
— Работу было найти нелегко. И над языком нужно было поработать — и над разговорным, и над письменным. Какое-то время в разговоре со мной люди улавливали "владикавказский" акцент, а еще я порой ошибался в произношении и в ударениях. Спустя год пребывания здесь открыл для себя моушн-дизайн. Я всегда любил обработку видео, поэтому с головой окунулся в это дело с надеждой впоследствии найти работу на данном поприще.
Когда почувствовал себя готовым, начал ходить на собеседования, несколько раз ездил в Софию. Там не получилось, зато получилось в Пловдиве. Меня пригласили работать в Пловдивский театр драмы — старейший в стране. Управлял там мультимедийными проекторами, делал видео для спектаклей. Было честью познакомиться с великолепными людьми и первоклассными специалистами своего дела, с известными болгарскими артистами и режиссерами, которые в общении оказались людьми открытыми и содержательными.
Обколесил на гастролях почти всю страну и никогда не забуду своих приключений. Здесь же удалось поработать и с российским режиссером, по совместительству директором Пермского Театр-Театра Владимиром Гурфинкелем, постановка которого, с местными артистами по произведениям Людмилы Улицкой, произвела огромное впечатление на ценителей драматургии.
— Занимаешься ли ты еще кино — есть какие-то планы в этом направлении? Я имею в виду работу в качестве режиссера-постановщика.
— Кино не занимаюсь, но вот от монтажного стола не отхожу. Недавно помогал другу, который на пару недель для съемок приехал из Польши, он там учится в Варшавской режиссерской академии. Я в очередной раз убедился, что именно то кино, которым я хотел бы заниматься — оно как профессиональный теннис: вещь чересчур дорогая и не для всех. Что бы кто ни говорил, нужна дорогая аппаратура. Даже если ты Содерберг и решил снимать полный метр на айфон, тебе будут нужны стабилизаторы, улучшайзеры, недешевая звукозапись и техника для хорошей цветокоррекции.
С монтажом в этом плане все не так страшно. Недавно делал несколько анонсирующих роликов, которые транслировали в России по "Матч ТВ". Было приятно, однако необходимо трезво смотреть на вещи и понимать, что сегодняшний успех не гарантирует спокойной жизни завтра: моушн-дизайн развивается семимильными шагами, и буквально один месяц простоя может привести к непоправимой профессиональной деградации.
— Расскажи о своем новом блоге "Фриволин". Каков его принцип работы? Как отбираются фильмы и литературные произведения для рецензий? И, кстати, расскажи о названии.
— Принцип работы у нас с единомышленником простой: откликаться на то, что лично тебя "зацепило" — не важно, в хорошем смысле или плохом. Заодно проверять на логичный "просвет" свои ощущения. Ведь когда пишешь публично, в ответе бываешь за каждое слово. А название "Фриволин" говорит само за себя: здесь и намек на свободу, и на непроплаченность рецензий и отзывов, ну и, конечно, в нем слышится родство с фривольностью — своего рода намек на раскованность формы и на свободу выбора тем.
— "Фриволин" — это исключительно творческая площадка или также возможность зарабатывать?
— Пока это просто площадка. Возможно, не столько творческая, сколько дискуссионная. Чтобы зарабатывать на публикациях, для начала нужны тысячи постоянных подписчиков, а многие-многие тысячи, как мы с тобой однажды уже говорили, предпочитают страницы с "Трансформерами" и "Дэдпулами". Тем не менее хочется как-то менять неприятный баланс в позитивную сторону. Возможно, "Фриволин" хоть капельку в этом поможет. В активе его спустя месяц уже несколько сотен читателей. Для "Telegram" не так уж и плохо!
— Каких кинокритиков ты читаешь?
— Прежде всего Разлогова, Долина, Плахова, Забалуева. Миша Петрик делает отличные разборы…
— Как часто ты смотришь кино? Смотришь один, или с семьей?
— Несколько фильмов в неделю. Если честно, больше всего люблю смотреть один и ночью.
— Расскажи, как обстоят дела с киноиндустрией в Болгарии. Можно ли говорить о наличии национального кино?
— Конечно можно. Здесь делают хорошее кино, есть очень сильные актеры. Советую посмотреть такие картины, как "Урок", "Дзифт", "Остров", "Восточные пьесы"… Совсем недавно вышел фильм "Направления", который в Каннах был номинирован на премию "Особый взгляд". Хоть они и подглядели формат у Джармуша ("Ночь на земле"), но в результате сделали довольно самобытное кино, которое стоит увидеть. Причем все прототипы героев — реальные люди, живущие в Софии.
— Расскажи о детстве. Как Алан Георгиевич прививал тебе любовь к искусству, какие самые ранние впечатления запомнились?
— Дома я был окружен книгами, а отец всегда отлично их рекламировал. Любил ходить с ним в DVD-магазин на улице Бутырина, где можно было найти классные диски. Если помнишь, были такие сборники, к примеру, 15 фильмов Бертрана Блие, по 7,5 на одной стороне. К сожалению, в плохом качестве, но мы все их отсматривали, да еще очень этому радовались.
— Расскажи, как устроена жизнь в Болгарии. Чем увлечена молодежь, какие доминируют ценности, цели, установки?
— Жизнь в Болгарии спокойная и размеренная. Молодежь много работает, но в то же время умеет спокойно, без надрыва, культурно и приятно отдохнуть в парках, на холмах или лужайках. Летом можно увидеть приятную россыпь гамаков, слаклайнов. Много творческой молодежи. Моя девушка, например, занимается керамикой.
— Следишь за жизнью в Осетии, скучаешь?
— Да. Очень следил за ситуацией с "Порталом". Уверен, что здесь такой творческий кластер не просто оставили бы в покое, но еще и оказали бы поддержку. И даже бы рекомендовали туристам как местное достояние.
— Какие плюсы и минусы можешь обозначить, если говорить о жизни в двух городах — Владикавказе и Пловдиве?
— Здесь намного спокойнее. Меньше агрессии. Сейчас Пловдив вовсю готовится к 2019 году, на который он избран культурной столицей Европы. Пловдив — один из старейших городов Европы, древнее Афин и Рима. Основали город около 4000 лет до нашей эры. В IV веке до нашей эры его завоевал отец Александра Македонского — Филипп, который назвал его Филиппополем — в свою честь. Город расположен на трех холмах, здесь постоянно проводятся археологические раскопки, недавно нашли очень древние мраморные головы божеств Азии и Верхнего Египта. Античный театр на три тысячи мест отреставрирован, недавно в нем выступала Лиза Джеррард, скоро приедет Стинг.
Будучи современным и крупным европейским поселением, Пловдив, к счастью, сохранил в своих границах притягательную провинциальность, более неспешный, чем в Софии, ритм и настроение постоянной и вдумчивой созерцательности. Не случайно его фирменный слоган гласит: "Древний и вечный". Кстати, разговоры, что болгары не любят русских — неправда. Когда сейчас Болгария праздновала 140 лет освобождения от турецкого ига, сотни людей поднимались на вершину одного из холмов, где стоит одна из достопримечательностей города, памятник "Алеша", чтобы отдать дань подвигу наших солдат.
Во Владикавказе люди — даже круче гор. Я говорю о настоящих осетинах. Они — это воплощение чувства человеческого достоинства в чистом, беспримесном виде. Без самолюбования. И вообще, как однажды сказал мой близкий друг Герман Кайтуков, "Осетия намного шире Владикавказа". Я это понял, когда поехал с Олегом Габисовым в Галон и пообщался там с некоторыми жителями. Очень простые и светлые, чистые люди. Кстати, Олег сейчас проживает в Москве и делает мега-крутые фотографии. Советую тебе сделать интервью и с ним.
— Сложился ли у тебя уже свой круг общения? Как ты обычно проводишь свой обычный день?
— К счастью, да. Я здесь обзавелся хорошими друзьями и приятелями. Спасибо за это театру и, в какой-то степени, Фэйсбуку. Обычный день у меня действительно самый обычный: работа, немного общения и отдыха, сон. Ничего необычного.