С Лидой Калоевой мы познакомились два года назад, когда по заданию московского портала "Такие дела" петербургская осетинка Лида приехала во Владикавказ, чтобы освещать забастовку врачей ЦКБ Владикавказа против смены руководства больницы. То, что редакция послала в Осетию именно Лиду, нет никакой случайности — "своим" всегда легче расположить людей для беседы. И у Лиды действительно все получилось, но национальность здесь совсем не причем. Лида Калоева — невероятно обаятельный, чуткий, тонкий и образованный человек, небезразличный к другому человеку. В 2017 году Лида поступила в West Virginia University и уже несколько месяцев живет в США. Как складывается жизнь Лиды в Америке и ощущает ли она связь с исторической родиной, читайте в ее интервью корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой.
— Расскажи о своей семье, где родилась, когда переехала из Осетии.
— Я родилась в Санкт-Петербурге, но вся моя семья — осетины, так что каждое лето в детстве я гостила у родных во Владикавказе.
— Ощущаешь ли ты себя осетинкой?
— Мне, признаться, вообще странно идентифицировать себя через национальность, как и гордиться ей — то есть это ведь не моя заслуга, что я родилась осетинкой. Родственники меня за это стыдят — как, мол, можно не гордиться своей нацией. Но, по мне, от гордости за свою нацию, недалеко и до национализма и это меня пугает.
— В чем проявляется или наоборот не проявляется осетинка в тебе?
— Я совсем не говорю по-осетински, о чем жалею, знаю только пару фраз. Мне вообще кажется, что после моего временного переезда в США, я человек без гражданства, дома и нации. Это ужасно тяжело, с одной стороны, но с другой — очень освобождает: понимаешь, насколько надуманы границы между странами и народами.
— Следишь ли ты за тем, что происходит в Осетии?
— Только когда мне рассказывают родственники. В какой-то момент я вообще решила сильно уменьшить свое потребление новостей — потому что последние несколько лет в них ничего хорошего, а жить дальше как-то нужно.
— Ты рано начала заниматься журналистикой, расскажи об этом.
— Я написала свой первый, хоть немного журналистский текст, в десятом классе, когда летом попала в мою первую редакцию на стажировку. Текст был ужасный, но от первого текста ничего другого ждать и не нужно. В одиннадцатом классе я работала выходным корреспондентом, но больше всего почему-то писала по протестную активность в Петербурге. Потом переехала учиться в Москву, и ушла в социальную журналистику — медицина, образование, НКО.
— Расскажи, что есть на твоих книжных полках.
— Много нон-фикшна и совсем мало художественной литературы. В основном, это книжки по теории медиа, фотографии, искусству, урбанистке и кино. Если с ходу называть две мои любимые книжки, то это "Жутко громко и запредельно близко" Джонатана Сафрана Фоера и "Скрытая перспектива" Роберта Капы.
— Расскажи о том, как ты решила поехать учиться в Америку, какие были сложности перед отъездом.
— Мне давно хотелось посмотреть на систему образования в более развитых странах, потому что в российской я давно разочарована. Перед отъездом я трусила и чуть не соскочила в последний момент, но это, наверное, нормально.
— Твои первые впечатления от страны?
— Все ужасно сладкое и слишком много жареного! И американцы не умеют вкусно готовить овощи.
— В чем ощущаешь дискомфорт?
— Разве что в любом напитке или даже чертовом соусе для спагетти, огромное количество сахара — приходится постоянно смотреть на этикетки. Я бы вообще сказала, что в России питаться хорошей едой куда дешевле, чем здесь. И я скучаю по бородинскому хлебу и кефиру. И по нормальному хрустящему хлебу — местный, на мой вкус, как картон.
— От чего ты чувствуешь себя счастливой, находясь в Америке?
— От осознания того, что на самом деле можно делать кучу всего крутого, даже когда ты простой человек.
— Опиши свой обычный день — чем он занят?
— По мнению большинства, наверное, я ужасно скучно живу. Мы учимся пять дней в неделю, а на выходных, когда все уходят в клубы и на попойки, я с облегчением остаюсь одна дома и смотрю кино или читаю.
— Опиши, как проходит учеба, какие люди тебя окружают, что в них нравится, а что — нет.
— В большинстве своем люди невероятно вежливые и отзывчивые — то, чего не хватает в России. Здесь понимаешь, что относиться уважительно к тем, кто тебя окружает — это норма, а не заслуга.
— Какие дальнейшие планы?
— Совершенно не имею понятия! Хорошая новость в том, что я умею придумывать на ходу.