"От радиации не спрячешься". Как Чернобыль через десятки лет сказался на жизни цхинвальца

© Sputnik / Игорь Костин / Перейти в фотобанкВертолеты ведут дезактивацию зданий Чернобыльской АЭС. Архивное фото
Вертолеты ведут дезактивацию зданий Чернобыльской АЭС. Архивное фото - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.04.2021
Подписаться
Беглар Хозиев провел в Чернобыле 20 дней, а однажды побывал и в самом разрушенном реакторе – провел там полчаса. О том, как крупнейшая в мире техногенная катастрофа дала о себе знать спустя более трех десятков лет, - в материале Sputnik

Диана Козаева, Sputnik

Как и другие герои материалов Sputnik о ликвидаторах Чернобыльской аварии из Южной Осетии, Беглар Хозиев в то время тоже служил в Советской армии. До окончания солдатских будней оставалось недолго – молодой парень с нетерпением ждал дембеля. Но потом случился Чернобыль.

"Это была авария мирового масштаба, а советские люди о ней даже не слышали", – говорит Беглар.

В пять часов утра солдат подняли по тревоге, объявили о построении на плацу, но без оружия. Приказали взять только противогазы, респираторы и общевойсковой защитный комплект (химзащита).

"Нас "закинули" в машины, и мы отправились в путь, не зная, куда и зачем едем. Это было на пятый день после взрыва, но никто из нас не слышал о случившейся трагедии. Второго мая мы были уже на месте. Нас выставили в оцепление в 30-километровой зоне, расположились мы недалеко от села Шпили", – рассказывает Беглар.

Однажды и его во время дежурства отправили к реактору. Там он пробыл всего полчаса – тогда постовые сменялись каждые 30 минут. А побывать там можно было всего один раз. Всего в этой командировке Беглар находился двадцать дней. За это время они занимались уборкой территории и охраняли ее - чтобы в зону отчуждения никто не проник.

Чернобыль - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.04.2021
Приказ есть приказ! Вячеслав Тедеев о командировке в Чернобыль в 1986 году

"Мы также патрулировали два города – Припять и Славутич. Всех людей оттуда эвакуировали, и мы выезжали туда на патруль, чтобы не допустить мародерства. Там не было ни света, ни людей, ни единой живой души – как заброшенные города в фильме ужасов. Одни безмолвные строения, между которыми мы бродили. Было страшновато", – вспоминает бывший ликвидатор.

Во время патрулей Беглар мародеров не встречал, но его товарищи ловили тех, кто не боялся красть из этих опустевших зданий машины, мебель и прочую утварь. По его словам, люди не верили в опасность произошедшего.

"Нам самим не уставали твердить, что нельзя снимать респираторы. Говорили, что от радиации не спрячешься, но нельзя глотать пыль. А был уже май, жарко, дышать в респираторе трудно, поэтом мы их нередко выкидывали", – говорит он.
Саркофаг над четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.04.2021
"Нам не сказали, что там произошло": житель Цхинвала о ликвидации аварии в Чернобыле

Никакого воздействия радиации на организм Беглар тогда не чувствовал.

"Радиация – это не пуля, насквозь не пробивает. Но она тебя съедает, а ты этого не понимаешь", – говорит ликвидатор.

Когда командировка завершилась, солдат отправили в Киев, но в город их не пустили. Они расположились в летнем лагере в 20 километрах от него. Там они прошли дезинфекцию, дезактивацию, приезжали врачи, обследовали военных. У нескольких обнаружили разные болезни, их сразу же отправили в госпитали.

После службы в зоне аварии ему через месяц вручили военный билет и отпустили домой. Причем в документе даже не было отметки о том, что он побывал в Чернобыле и подвергся радиации.

Только в 2005 году из Украины он получил ответ на свой запрос – он действительно был там, и получил "свою" дозу облучения.

"Тогда было так – если солдат получит 10 рентген, его должны отправить домой. При нас были дозиметры, мы сдавали их ночью. Мы следили за данными, бывало три-четыре единицы, в некоторых местах доходило до восьми. Но никто правильных данных не писал, и в записях было отмечено, что солдат получил 0,3 – 0,5 рентген. То есть человек мог за сутки получить эти десять единиц, и его должны были оттуда выслать. Но откуда у них было столько людей, чтобы так часто менять?" – рассказал он.

Беглар чувствовал себя хорошо. Думал, что вырос в горах, он – крепкий кавказец, а значит, "море по колено" и никакая радиация ему не страшна. Несколько раз проходил медицинские обследования, но никаких серьезных болезней у него не было.

Так он прожил 34 года после аварии. В прошлом году у него обнаружили онкологию, вызвавшую нарушение функций почек. Все свои документы и заключения врачей он собрал и отправил специалистам. Ему выдали заключение – все его болезни являются последствием радиации и его службы на Чернобыльской АЭС.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986 года. Авария расценивается как крупнейшая за всю историю атомной энергетики, как по количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу. 

Лента новостей
0