10:35 11 Июля 2020
Прямой эфир
  • EUR80.27
  • USD71.23
Южная Осетия
Получить короткую ссылку
1389113

Пугающие истории о встречах с необъяснимым можно услышать и сегодня, хоть и реже чем раньше. Каждый осетин, наверное, один раз да слышал про такой случай, а то и сам рассказывал о происках темных сил

Азамат Кулумбегов

У осетин часто можно услышать интересные истории о происках нечистой силы (хӕйрӕджытӕ). Особенно охотно ими делятся люди старшего поколения. В последнее время о существовании нечистой силы стали говорить меньше. Современные люди перестали верить в сверхъестественные явления и всему стараются найти рациональное объяснение.

Многие весьма скептически воспринимают легенды о встречах человека с нечистью, однако доля страха остается. Наедине с собой, да еще и в темноте, поневоле прокручиваешь эти истории в голове.

Рассказывают, что нечисть обитает в лесах, водоемах и подземельях. У осетин перечень демонологических персонажей многообразен. Осетины называют их "дæлимонтæ" (духи преисподней), к ним относятся "иблис" (дьявол) и "хӕйрӕг" (черт).

"В 2003 году я ехал ночью из Владикавказа в Цхинвал. Проехав источник в Тамиске, я свернул в сторону леса и вышел из машины. Была очень темная ночь, и я четко расслышал, как меня позвали из глубины леса, потом снова и снова. Я был наслышан, что нельзя отзываться на зов нечистой силы. Испугался, не оглядываясь, быстро запрыгнул в машину и понесся в сторону Цхинвала. Я не был пьян, и не выдумал эту странную ситуацию", – рассказывает житель Цхинвала Василий Джиоев.

Истории о злых духах, чертях были широко распространены в сельской местности. Народная память сохранила их до сих пор. Пожилая жительница села Корнис Знаурского района Мадина поведала трагическую историю, которую пережила ее семья.

"В 1957 году в деревнях еще не было электричества. У нас было два небольших домика. Старшие дети ночевали в одном, а мама с маленьким ребенком в другом. Ребенку было шесть дней от роду. Кто-то или что-то открыл дверь хлева и козы вышли во двор. Мать вышла на шум. Прошло достаточно времени, пока она загоняла животных обратно. Возвращаясь в дом, она увидела, что перед ней что-то пронеслось. Войдя внутрь, она застала ребенка истерзанным и мертвым", – рассказала женщина.

Подобные истории подпитывали веру в темные силы. Людским суеверием пользовались предприимчивые жители деревень. Две женщины из того же селения решили нажиться на людских страхах.

"Я слышал много версий этой истории, но наиболее жизнеспособной мне кажется такой вариант: две женщины, сговорившись, обманывали жителей. Так, ночью одна из них ходила по чердакам и дворам, пугала людей, создавая неестественные шумы, а другая выступала этакой пророчицей, пересказывая произошедшее ночью и за определенную плату дарила избавление от темной силы", – рассказывает житель Корнис Алан.

По его словам, миф о происках темных сил развеял местный старый коммунист.

"Коша Дзудцев был убежденным коммунистом и не верил во всякие байки о потустороннем мире. Он подкараулил черта-оборотня с ружьем и подстрелил его. Вскоре соседи узнали о простреленной ноге соседки", – добавил Алан.

Часто можно услышать любопытные истории о Бынаты хицау (покровитель жилища). Чаще всего его изображают в виде старухи, увидеть ее можно только под Старый Новый год. Когда в дом приводят невестку, то следует помолиться духу, иначе тот может не одобрить нового жильца.

"После замужества как-то ночью я проснулась от сильной пощечины. Открыв глаза, увидела женщину в черном одеянии, которая злобно на меня смотрела. Я закричала. Домочадцы забежали в комнату, но никого не увидели. Потом мы испекли три пирога, вознесли молитву Бынаты Хицау. После этого я ее уже не видела", – вспоминает свою историю жительница Цхинвала Инна.

Иногда встреча черта и человека оказывалась не в пользу первого. В такого рода историях человек мог поймать его и заставить повиноваться. У осетин существует поверье, согласно которому можно подчинить себе черта, сбрив ему несколько волос на голове.

Легенда рассказывает о некоем Секинаеве (или Сагкаеве), который поймал черта и заставил его работать на себя. При этом осетины рассказывают эти предания, как реальные события из жизни.

Жители Дигорского ущелья в Северной Осетии до сих пор показывают камень близ села Махческа с огромным отпечатком ладони (приписываемый черту), под которым якобы исчез сбежавший черт.

В Осетии празднуют ночь покровителя жилища. Этот праздник сегодня имеет три названия. Кроме "Бынаты хицауы æхсæв" (ночь покровителя жилища), его также именуют "Хæйрæджыты æхсæв" (ночь чертей) или более компромиссно – "Дыууæ æхсæвы астæу" (меж двух ночей).

"Бынаты хицауы æхсæв" и "Хæйрæджыты æхсав" ранее отмечались раздельно, однако со временем они стали отождествляться друг с другом. По мнению большинства историков, осетины стали отмечать вместе эти даты под влиянием христианства.

В последние годы рассказы о бесах, встречах с нечистью, стали редкостью. Однако многие до сих пор верят в нечистую силу, и всячески пытаются ей угодить, чтобы та, в свою очередь, не вредила им или их семьям.




Главные темы

Орбита Sputnik