"Собираюсь отдать музыке всю жизнь". Интервью с юным дарованием из Владикавказа

© Анна КабисоваВыпускник владикавказского колледжа искусств имени Валерия Гергиева Сергей Багаури
Выпускник владикавказского колледжа искусств имени Валерия Гергиева Сергей Багаури - Sputnik Южная Осетия, 1920, 25.05.2021
Подписаться
Выпускник владикавказского колледжа искусств имени Валерия Гергиева Сергей Багаури стал победителем XV Всероссийского конкурса по теории, истории музыки и композиции имени Холопова, организованного Московской государственной консерваторией имени Чайковского

Об участии в конкурсе, о своих педагогах и любви к музыке юный композитор и музыкант Сергей Багаури рассказал в интервью корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой.

– Сергей, расскажите о конкурсе.

– Это был всероссийский конкурс имени Холопова, организованный Московской консерваторией. Конкурс проходил в два тура. Первый проходил заочно: участники отправляли свои сочинения и жюри выбирали тех, кто пройдет во второй тур. Участников второго тура, а это были представители Воронежа, Сыктывкара, Оренбурга, Кирова и Йошкар-Олы, собрали уже в Москве в консерватории. И так получилось, что я занял первое место в номинации "Композиция".

– Как вы начали заниматься музыкой?

– Я пишу музыку с самого раннего детства, лет с шести. Конечно, это были детские незрелые композиторские опыты, но благодаря этому я набирал базу знаний, умений и сам навык написания музыки. Более серьезно (хотя я всегда серьезно к этому подходил) подход к написанию музыки я изменил несколько лет назад, когда поступил в Колледж искусств. Там изучал очень много необходимых для композитора наук: например, гармонию, полифонию, оркестровку, совершенствовал свои навыки игры на фортепиано. А играть на инструменте я начал примерно с четырех лет.

– Как так получилось, что вы занялись музыкой в столь раннем возрасте? У вас родители музыканты?

– Нет, мои родители не музыканты. И никто в семье музыкой не занимался. Пятнадцать лет назад мама отвела мою старшую сестру на частные уроки фортепиано и так получилось, что я присутствовал на этом уроке вместе с мамой, и мы слушали, как сестра играет с педагогом. И как рассказывает мама, после этого урока я сам изъявил желание заниматься музыкой. Стал брать частные уроки музыки лет до шести, а потом начал учиться в музыкальной школе. С тех пор я серьезно занимаюсь музыкой и собираюсь отдать этому искусству всю свою жизнь.

© МГКВыпускник владикавказского колледжа искусств имени Валерия Гергиева Сергей Багаури
Собираюсь отдать музыке всю жизнь. Интервью с юным дарованием из Владикавказа - Sputnik Южная Осетия, 1920, 25.05.2021
Выпускник владикавказского колледжа искусств имени Валерия Гергиева Сергей Багаури

– Вы говорили, что где-то в четыре года начали заниматься музыкой. А вы помните момент, как она начала рождаться? Вам же еще не была известна нотная грамота, вы подбирали мелодию на инструменте?

– Полноценно записывать то, что у меня рождалось в голове, я начал только спустя годы. Но параллельно с моим обучением на фортепиано, сам того не осознавая, пытался что-то импровизировать, сочинять. В силу возраста, незнания материала и малого опыта в этой профессии, это были всего лишь небольшие пьески импровизационного характера. Но на протяжении последующих лет я не бросал это дело: сочинял, копил багаж музыкального материала.

И сейчас иногда пишу произведения на музыкальные темы, которые сочинил лет пять назад. Спасибо педагогам музыкальной школы, в частности Татьяне Князевой, которая, увидев мою склонность к сочинительству, подталкивала меня в этом направлении. И во многом благодаря этому, я занимаюсь сочинительством.

– Расскажите о своих педагогах. Я знаю, что вы давно занимаетесь с Ацамазом Макоевым.  

– Ацамаз Владимирович для меня намного больше, чем педагог – это родной мне человек. Мы знакомы уже лет десять, и с самого детства он заметил меня, и с тех пор направляет: помогает советами в сочинении музыки, говорит, что послушать из классических произведений, на какого исполнителя обратить внимание, какой фильм посмотреть, какие теоретические труды великих музыкантов почитать. Стабильно, каждую неделю в 9 утра, я приходил к нему на занятия и Ацамаз Владимирович прослушивал все мои наработки, сочинения, вместе анализировали их. Конечно, все его советы, помощь очень помогают и вдохновляют на протяжении всего этого времени.

Творческая встреча с Ацамазом Макоевым в Балашихе  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 05.11.2019
"В музыку Ацамаза Макоева влюбляешься с первых нот"

– Вы говорили о важности училища искусств на вашем профессиональном пути, может быть вы бы хотели подробнее об этом рассказать?

– Конечно, в училище много людей, которые сделали для меня невероятное количество добрых дел: это педагог по фортепиано Мария Павловна Киорглы, педагог по теории музыки Вера Петровна Медвикина, Эмма Тасолтановна Адырхаева и Тамерлан Татырбекович Хосроев. Всех по именам долго называть, это большое количество людей и всем им благодарен. За время учебы они для меня сделали то, без чего я бы не смог двигаться дальше.

– Кто ваши любимые композиторы?

– Вы знаете, я не могу сказать однозначно, потому что у музыкантов предпочтения делятся на периоды. Сейчас я плотно увлекаюсь Рахманиновым и Прокофьевым, но, в принципе, для меня все великие композиторы – любимые. Слушал всех, начиная с эпохи барокко, классицизма и романтизма до экспрессионизма 20-го века. Для становления полезно основываться на опыте великих представителей искусства прошлого и развивать свой кругозор: разбираться во всех эпохах и направлениях. Конечно, все не охватить, но многое из гениальных образцов – обязательно.

– А что для вас значит написание музыки?

– Для меня музыка – это отражение моего внутреннего мира, чувств, эмоций, переживаний, ликования. Зачастую вдохновением может служить незначительный, но яркий период из жизни, или произведение искусства, – не обязательно музыкальное. Все это вызывает эмоции и я пытаюсь это выразить в своей музыке.

– Я видела вас на концерте пианиста Даниила Трифонова (концерт проходил в рамках Пасхального фестиваля Валерия Гергиева – ред.). Мне интересно впечатление профессионального слушателя от его игры, мне показалось, он настолько выкладывается в своей игре, что словно умирает вместе с музыкой и потом воскресает.

– Да, это было видно по тому, как после концерта он встал, обливаясь потом, и действительно был эмоционально и физически изможден. Он выложился полностью, все свои душевные силы отразил в искусстве, а в частности, в Бахе, ведь вся программа состояла из его произведений.

Конечно, Даниил Трифонов гениальный пианист мирового масштаба и программа этого концерта у него была сложнейшая. Даже для зрелых пианистов исполнить те произведения, которые он исполнил – фуги Баха, это, зачастую, бывает непосильной задачей, но он сумел это сделать. И самое главное, что во всем этом сыгранном громадном объеме музыки, все было невероятно интересно, каждая нота и каждое движение пальцев отражали высокую художественную задачу. Я действительно очень впечатлен таким непосредственным знакомством с игрой Трифонова, много слушал его игру в интернете, но услышать живой звук – это нечто совсем иное, такие концерты вдохновляют и придают силы.

– Какие у вас планы? Консерватория?

– В этом году я заканчиваю Колледж искусств имени Валерия Гергиева и буду пробовать поступать в Московскую консерваторию. Даст бог, и все получится. Все, что мог, я сделал, а остальное – уже воля случая.

© Из личного архива Ацамаза МакоеваАцамаз Макоев
Собираюсь отдать музыке всю жизнь. Интервью с юным дарованием из Владикавказа - Sputnik Южная Осетия, 1920, 25.05.2021
Ацамаз Макоев

О своем ученике рассказал композитор, пианист, председатель Союза композиторов Северной Осетии, художественный руководитель и директор Госфилармонии РСО-Алания, заслуженный деятель искусств РФ Ацамаз Макоев.

Учитель не может научить ребенка творчеству

– Не могу точно назвать день, месяц и год, когда я встретился с Сережей Багаури, но это было уже давно, тогда он учился в начальных классах. Ребенком он был очень целеустремленным и сосредоточенным, все время сочинял музыку, а так как записывать не мог, то ему подарили диктофон, на который записывал все свои импровизации. Каждую субботу или воскресение, он приходил ко мне заниматься: сначала мы слушали его произведения, а они бывали продолжительными по 8-10 минут. Кто-то рисует свои впечатления, а он писал звуками, теми возможностями пианино, которые были ему доступны. Сергей очень много читал и историческую литературу, и Нартовский эпос - эта тема всегда его глубоко интересовала.

Сыграв свои произведения, порой он сам не мог объяснить, что это, и мы придумывали названия его композициям. Некоторые были очень удачными, их мы отбирали и дальше уже на инструменте искали все "ходы-выходы". Процесса обучения композиции никогда не было и не будет, потому что учитель или наставник не может научить ребенка творчеству. Задача учителя – поддержать его и показывать чисто ремесленные приемы: как развивается тема, что можно сделать, чтобы создать атмосферу, где поднять темп, а где опустить. Обычно многие ученики не выдерживают и через год уходят, а Сережа занимается до сегодняшнего дня. У него изначально была мечта стать композитором, и она осуществляется очень серьезно и солидно.

Сергей уже нащупывает свой почерк

– Первые свои произведения Сережа записывал на диктофон. Потом я порекомендовал отдать его к Тамерлану Хосроеву на дирижирование, и он оказал Сереже огромную помощь. Дошло даже до того, что Сережа репетировал и дирижировал госоркестром: он овладел навыками оркестровки и инструментровки, узнал больше другой музыки, стал техничнее в игре на фортепиано.

Сергей уже нащупывает свой почерк и свой язык в сочинении музыки. Изначально, двести лет назад композитором был человек, который сам дирижировал и сам исполнял музыку практически на всех инструментах. Я думаю, что Сережа как раз показывает эти традиции. Он не пошел в авангардистские течения, а этого я больше всего боялся, ведь они зародились и умерли в XX веке, и только пыль осталась.

© Анна КабисоваСергей Багаури и Ацамаз Макоев
Собираюсь отдать музыке всю жизнь. Интервью с юным дарованием из Владикавказа - Sputnik Южная Осетия, 1920, 25.05.2021
Сергей Багаури и Ацамаз Макоев

В 21-м веке Осетия получила замечательного музыканта, носителя осетинской и мировой культуры. И я желаю Сереже такую же судьбу, как у Скрябина, Рахманинова, Прокофьева. У Сергея уже был дебют и значимая победа в XV Всероссийском конкурсе имени Ю. Н. Холопова. 

Я хочу отметить, что в том, кто сегодня Сережа – это заслуга его папы и мамы, потому что это редкие родители, которые сумели сделать так, чтобы он все больше влюблялся в свою мечту.  Его никто и никогда не заставлял заниматься.

Считать меня педагогом Сережи, или нет, можно исходя из очень простого правила, которое работает еще со времен Баха. Ученик знает, кто его учитель, а я был рядом, был наставником и советником, и если это хоть в чем-то Сереже помогло, то я счастлив.

Лента новостей
0