Выстрел, расческа и молитва: абхазские обряды при рождении детей

Подписаться
При рождении мальчика говорили, что очаг дома никогда не погаснет. Девочке тоже радовались, но не так сильно

ЦХИНВАЛ, 21 авг — Sputnik. В Абхазии рождение ребенка в семье очень важное событие, которое сопровождалось различными действами для того, чтоб ребенок вырос здоровым, красивым и счастливым. Какими обрядами и ритуалами сопровождается появление новорожденного в семье, рассказывает Sputnik Абхазия.

"Светись, как солнце, наполняйся, как луна"

После рождения ребенка мужчины должны были выстрелить. Сначала стреляли только при рождении мальчика, позднее стрельба начала греметь и при рождении дочки. Если в семье никто не стрелял, то это считалось плохим знаком.

Крещение в Цхинвале - Sputnik Южная Осетия
Крещение Лиахвой

Различными магическими действиями у абхазов сопровождался процесс укладывания младенца в агару (колыбель). Новорожденного укладывали в колыбель только на третий день после рождения. Лучшими днями считались вторник, четверг и суббота. В понедельник вовсе не укладывали ребенка в колыбель, так как считалось, что этот день мешал ребенку расти. Перед тем как уложить ребенка в агару, произносили пожелания: "чтобы ты светился, как солнце, наполнился, как луна". Эти пожелания считались обязательными.

Кроме этого считалось, что до появления первого зуба нельзя было расчесывать волосы ребенку. В старину считали, что от расчески зубы вырастут редкими, "отдаленными друг от друга, подобно зубьям расчески".

До появления первого зуба ребенка также нельзя было подносить к зеркалу. Это делалось для того, чтобы ребенок вырос красивым.

Чтоб ребенок был здоровым

Для защиты здоровья ребенка от злых сил абхазы прибегали к жертвенным обрядам. Через три недели после рождения ребенка в дом приглашали старуху-молельщицу, которая проводила обряд Нан-ахкуав (покровительница детей в традиционной религии абхазов). Исполнение этого обряда гарантировало ребенку здоровье и благополучие.

Долгожитель из Южной Осетии Заур Бетеев - Sputnik Южная Осетия
Цхинвалец Заур Бетеев — кладезь старинных историй

В жертву богине приносили курицу, хачапуры, аиладж (мамалыга, заправленная кисломолочным сыром), арашы (ореховый соус), вино и две свечи.

Жертвенную пищу готовила сама молельщица. Сначала молельщица в доме приносила в жертву богине Нан-ахкуав курицу. Во время жертвоприношения присутствовали мать с младенцем.

После приготовления пищи, начиналось моление, которое проводилось в два этапа. Первый — Адиныкуа, второй — Ажиахара.

Адиныкуа проводили в гостиной, куда приглашали мать с ребенком. Их могли сопровождать женщины и дети. Мужчинам запрещалось присутствовать во время обряда. Мать, с ребенком на руках, вставала на колени в центре комнаты рядом со столом, на который ставили жертвенную пищу. Жрица обращалась к богине со словами: "Нан-ахкуав, если ты спишь, то проснись, если бодрствуешь, то выслушай нас".

Второй этап — Ажиахара — проводился в комнате ребенка. Он во многом схож с первым.

В конце моления жрица брала небольшой сосуд, в который наливала воду, водку, вино, ореховый соус и клала по куску от каждого блюда. Сосуд нужно было три раза обвести вокруг головы матери с младенцем и после завершения обряда содержимое сосуда выбрасывалось рядом с могилами. А всю оставшуюся пищу могли съесть только женщины и дети.

Лента новостей
0