16:02 27 Апреля 2017
Прямой эфир
Хранилище Госфильмофонда

Такое кино: сегодняшняя судьба советских фильмов

Из архива Госфильмофонда России.
Новости
Получить короткую ссылку
4620

Все мы до сих пор с удовольствием смотрим старые советские фильмы, считая их едва ли не собственным достоянием, и не подозреваем, что теперь за каждой картиной стоит правообладатель

ЦХИНВАЛ, 19 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. В Советском Союзе все фильмы снимались под эгидой единственной общенациональной кинокомпании — Государственного комитета СССР по кинематографии. Свои киностудии имелись в каждой союзной республике, а в России и Украине их было несколько.

Когда в 1991 году Союз распался, общими для всех остались только фильмы советского производства, которым более 70 лет — они получили статус "общественного достояния". У остальных картин появились правообладатели, и теперь они решают, кому и на каких условиях разрешать показывать свои фильмы. Но кто они?
С этим вопросом корреспондент Sputnik обратился к старшему куратору Госфильмофонда России Петру Багрову.

Хранилище Госфильмофонда
Из архива Госфильмофонда России.
Хранилище Госфильмофонда

"Если говорить о России, то права на фильмы, снятые с 1947 года и позже на киностудии "Мосфильм", принадлежат "Мосфильму". Права на работы студии "Союзмультфильм", опять же с 1947 года и позже, принадлежат "Союзмультфильму". А вот права на все остальные картины студий РСФСР — "Ленфильма", Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, "Центрнаучфильма", Ленинградской студии документальных фильмов, Свердловской киностудии и так далее — все это принадлежит Госфильмофонду. Что касается бывших союзных республик, то сегодня в каждой стране авторские права принадлежат каким-то организациям. Где-то это государственные структуры, где-то частные лица. Например, в Грузии часть прав выкуплена наследниками авторов. Таким образом, получается, что у России прав на республиканские фильмы, снятые, скажем, на Украине, в Латвии или Эстонии, нет", — пояснил киновед.

По словам Багрова, при желании или необходимости где-либо показывать старое советское кино, снятое в национальных республиках, приходится каждый раз договариваться с правообладателями. Конкретно Госфильмофонда это касается, когда проходят различные фестивали.

"И как мы договариваемся с французскими или американскими компаниями, точно так же и с украинскими или латвийскими. Разными могут быть разве что условия — где-то это бесплатно, а где-то за деньги, но все нужно обязательно решать заранее ", — говорит он.

Сегодня и в Госфильмофонде, и у каждого телеканала и кинотеатров, которые крутят старые фильмы, есть либо свои юристы, либо постоянные консультанты, которые находят владельцев картин и заключают с ними договора.

Хранилище Госфильмофонда
Из архива Госфильмофонда России.
Хранилище Госфильмофонда

"Причем на телевидении даже по несколько человек на канале занимаются этим, потому что это действительно сложная история", — уточняет Петр Багров.

Несмотря на то, что в 1991 году Государственный комитет СССР по кинематографии распался, Госфильмофонд России продолжает поддерживать отношения со всеми республиками, потому что у них хранятся негативы всех игровых фильмов, выходивших на большой экран. И Госфильмофонд, и почти все киноархивы мира — члены ФИАФ — Международной федерации киноархивов. "Это позволяет нам легко обмениваться и фильмами, и информацией", — пояснил специалист.

Хранилище Госфильмофонда
Из архива Госфильмофонда России.
Хранилище Госфильмофонда

"Все игровые, научно-популярные и мультипликационные фильмы СССР по закону об обязательном экземпляре и исходных материалах хранятся в Госфильмофонде, у нас нет только телевизионных фильмов. Все это в свое время было передано нам и до сих пор хранится. Но прав на показ многого из того, что хранится у нас, мы не имеем. Вот, например, у нас лежит негатив "Весны на Заречной улице", но фильм был снят на Одесской киностудии. Когда его восстанавливали, то, соответственно, украинцы обращались к нам. При этом показывать фильм без разрешения правообладателей с Украины мы не можем. Мы "Весну на Заречной улице" показываем, но каждый раз по согласованию", — отметил Петр Багров.

Таким образом, и спустя 25 лет после развала Союза связь между правопреемником Государственного комитета СССР по кинематографии — Госфильмофондом России и правообладателями, находящимися в национальных республиках, по-прежнему существует. А негативы всех советских фильмов все также хранятся в Москве.

Правила пользованияКомментарии



Главные темы

Орбита Sputnik

  • Такси UBER на одной из улиц, архивное фото

    Разработанный в Минске сервис онлайн-заказа такси Juno покупает за 200 миллионов долларов главный конкурент Uber.

  • Вспышка чумы

    В Южной Осетии вновь зафиксированы случаи падежа свиней от африканской чумы, болезнь распространилась в нескольких селах.

  • Здание министерства иностранных дел РК В Астане

    Переговоры по Сирии в Астане пройдут на высоком уровне. Страны-гаранты режима прекращения огня в Сирии – подтверждают свое участие.

  • Таджикский кинорежиссер, выпускник ВГИК Руми Шоазимов

    Режиссер первого в Таджикистане полнометражного фильма в жанре нуар Руми Шоазимов, рассказал, как он снимал «Сон обезьяны».

  • Мусор вдоль железной дороги Армении

    Мусор на рельсах, канализация, сады и дома, достигшие черты безопасности, и даже кладбище могут остановить движение поездов в Армении.

  • Михаил Барышников получил гражданство Латвии

    Латвийский Сейм постановил предоставить Михаилу Барышникову гражданство страны за особые заслуги

  • Спецназ НАЦ

    В Молдове офицеры Антикоррупционной прокуратуры провели обыски у сотрудников Министерства транспорта.

  • Здание ОАО Газпром в Москве

    "Газпром" готовит к подписанию соглашение о разделе продукции для освоения новых выявленных месторождений в Узбекистане.

  • Посол Израиля в Литве (в центре), члены Сейма и правительства Литвы, фото с места событий

    Еврейская общественность Литвы прошла «Маршем живых» - дорогой, по которой 1942-43 годах вели на расстрел евреев из Вильнюсского гетто.