23:04 26 Сентября 2017
Прямой эфир
Исследование хромосом в лаборатории генетики

Генетики: тяжелое детство сокращает жизнь

© Sputnik / Алексей Даничев
Новости
Получить короткую ссылку
22 0 0

Связь между длиной теломер и проблемами в детстве говорит о том, что социальная обстановка может сильно влиять на продолжительность жизни и ее качество, выяснили ученые.

ЦХИНВАЛ, 4 окт — Sputnik. Лишения и тяжелые испытания в детстве преждевременно старят клетки человека и ослабляют защиту ДНК, сообщает РИА Новости со ссылкой на исследование генетиков, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Теломеры — это концевые участки хромосом, находящихся в ядре каждой клетки человеческого организма. Теломеры защищают ДНК от повреждений. При каждом делении клетки они становятся короче, когда их длины оказывается недостаточно для нового деления, клетка погибает.

Относительно недавно ученые обнаружили, что длина теломер и их состояние могут меняться не только с возрастом, но и в результате различных процессов в организме, связанных с депрессией, бедностью и стрессом. При этом, чем сильнее были симптомы психического расстройства и чем дольше они сохранялись, тем короче были теломеры. К примеру, теломеры жителей "гетто" в Аместердаме в среднем на 100-170 букв короче, чем у обитателей благополучных районов города.

Илай Путерман (Eli Puterman) из университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада) и его коллеги проверили, влияют ли стрессовые ситуации, перенесенные в детстве, на длину теломер и здоровье клеток.

Для этого ученые проанализировали ДНК почти 4,6 тысячи пожилых американцев и американок, принимавших участие в одном из масштабных исследований старения, измерили длину теломер в их хромосомах и поинтересовались у них, каким тяжелым было их детство и как часто им приходилось преодолевать трудности в первые годы жизни.

В число этих проблем входили самые разные факторы — недостаток денег у родителей, потеря отца или матери, алкоголизм или наркомания родителей, периодические или постоянные побои со стороны родственников или сверстников в школе, подростковый криминал и прочие негативные факторы. Помимо проблем в детстве, ученые проследили и за невзгодами во взрослые годы жизни, изучив частоту обращений участников эксперимента в медицинские и социальные службы.

Как показал этот анализ, часть неблагоприятных факторов в детстве и взрослой жизни действительно оказалась связанна с укороченной длиной теломер и ускоренным их сокращением в пожилом возрасте.

Больше всего на этот процесс влияли социальные проблемы в детстве — повышение их сложности и продолжительности на одну условную единицу увеличивало шансы на укорочение теломер на 11%. Что интересно, финансовые невзгоды в детстве и во взрослой жизни слабо или вообще не влияли на этот процесс.

Наличие связи между длиной теломер и проблемами в детстве, как отмечают ученые, говорит о том, что социальная обстановка может сильно влиять на продолжительность жизни и ее качество, влияя через теломеры на предрасположенность людей к развитию хронических воспалений, проблем с сердцем и сосудами, диабетом и прочими опасными заболеваниями. В ближайшее время ученые проверят, так ли это на самом деле, используя данные, собранные в ходе схожих наблюдений в Европе.

По теме

Ученые выяснили, почему курильщики набирают вес после отказа от сигарет
Ученые выяснили причину алкоголизма
Ученые назвали самый вырожденный народ на Земле
Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik

• Рауль Хаджимба

Президент Абхазии Рауль Хаджимба выразил соболезнования родным погибшего в Сирии генерала Валерия Асапова: в 2000-х Асапов был в составе миротворческих сил в республике.

• Хызы, фото из архива

В Хызинском районе Азербайджана начинается восстановление домов, разрушенных взрывом и пожаром на оружейном складе министерства обороны.

• Ереван, Армения. Каскад

Армения заняла десятое место в списке самых популярных направлений поездок из России – таковы данные исследования, проведенного турсервисом.

• Река Шяшупе, архивное фото

Суд Литвы в ускоренной форме рассмотрит дело в отношении гражданина России, который в пьяном виде перешел госграницу балтийской республики.

• Рижский свободный порт

Рижанам придется терпеть вонь из порта еще 4,5 года: по распоряжению правительства, выбросы испарений химвеществ ограничат с 2022 года.

• Председатель Парламента Андриан Канду

Президент Молдовы Игорь Додон обязан подписать законы, за которые повторно проголосовали депутаты, заявил спикер парламента республики Андриан Канду.

• Операция правоохранительных органов

В Таджикистане стартовал второй этап операции "Нелегал-2017": МВД, Минтруда и различные службы будут искать иностранцев, нелегально находящихся в стране.

• Калькулятор

Торговый оборот между Узбекистаном и Россией по итогам 2017 года может вырасти до пяти миллиардов долларов, считают в министерстве внешней торговли.

• Города России. Санкт-Петербург

Педагоги из крупнейшего района Таллинна – Ласнамяэ – с официальным визитом посетят Санкт-Петербург для обмена опытом в сфере образования.

• Рауль Хаджимба