Ученые: вымирание динозавров началось задолго до падения астероида

© Sputnik / Александр Демьянчук / Перейти в фотобанкЦентральный научно-исследовательский геологоразведочный музей имени академика Ф.Н.Чернышева
Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей имени академика Ф.Н.Чернышева - Sputnik Южная Осетия
Ученые из Великобритании представили доказательства того, что причиной вымирания динозавров могло быть не только падение астероида, но и медленное сокращение в их видовом разнообразии, которое началось за 30-50 миллионов лет до этой катастрофы.

ЦХИНВАЛ, 19 апр — Sputnik. Британские палеонтологи проанализировали скорость исчезновения разных родов динозавров в конце мелового периода и пришли к выводу, что гигантские ящеры начали вымирать задолго до падения астероида на полуостров Юкатан 65,5 миллиона лет назад, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Все имеющиеся свидетельства указывают на то, что динозавры, которые на тот момент существовали и доминировали в наземных экосистемах уже более 150 миллионов лет, каким-то образом потеряли способность быстро образовать новые вид", — заявил Майкл Бентон (Michael Benton) из Бристольского университета (Великобритания).

По словам ученого, это было одной из причин того, почему динозавры не смогли пережить экологический кризис, который был вызван падением астероида.

Астрономы предрекают Земле удар гигантской кометы - кентавра

Бентон и его коллеги пришли к такому выводу, построив своеобразное "дерево вымирания" различных видов, родов и семейств динозавров, живших в последние несколько миллионов лет перед катастрофой. Для этого ученые прокаталогизировали и сопоставили свыше шестисот различных видов динозавров, принадлежавших ко всем существовавшим в то время группам "ящеров ужаса".

Ученых интересовали два параметра — скорость появления новых видов и скорость исчезновения уже существующих динозавров. Как объясняют специалисты, если первый показатель превышает второй, то тогда можно говорить, что динозавры процветали и расширяли свое присутствие на Земле, а в обратной ситуации речь идет о медленном вымирании.

Останки "беременного" тираннозавра обнаружили ученые в США

Расчеты показали, что скорости вымирания и появления новых видов динозавров сравнялись задолго до образования кратера Чиксулуб, примерно 80-75 миллионов лет назад. По мере движения к катастрофе они продолжали падать среди всех трех ключевых видов динозавров — длинношеих гигантов-зауропод, хищных теропод и птицетазовых динозавров, к которым принадлежали трицератопсы и другие относительно небольшие травоядные ящеры. Некоторые группы начали вымирать уже за сорок миллионов лет до падения астероида.

Пока ученые не знают, с чем было связано это медленное исчезновение динозавров — причины могут заключаться как в климатических процессах, расколе Гондваны и движении других материков того времени, высоком уровне вулканической активности, а также в конкуренции с другими животными, например, с млекопитающими или крокодилами. Бентон и его коллеги надеются найти ответ на этот вопрос, изучая окаменелости последних 40-50 миллионов лет жизни динозавров.