ЦХИНВАЛ, 22 янв — Sputnik, Фатима Плиева. Рибка (Роза) Джинджихашвили — последняя представительница еврейской нации в Цхинвале. Она живет в одном из старых районов Цхинвала. Из родных у нее уже никого нет, и ее саму будто согнуло тяжелое бремя жизни. На старости лет женщина оказалась на попечении соседей и просто неравнодушных людей.
Рибка совсем одна живет в доме, расположенном в одном из тупиков улицы Тельмана в "еврейском квартале". Корреспонденту Sputnik не сразу удалось найти дом женщины.
На восточной стороне города Цхинвал расположена старейшая часть столицы. В этом районе в прошлые годы жили преимущественно евреи, поэтому в народе его прозвали "еврейским кварталом". Некогда он считался ремесленным центром Цхинвала. Ремесленники творили здесь чудеса — изготавливали предметы быта, посуду, шили одежду, кожаную обувь. Жизнь била здесь ключом. Сегодня всего этого нет и в помине.
В одном из таких закоулков и живет Рибка. Раньше она жила здесь со своими родными — родителями и двумя братьями. Никого из них в живых уже нет, своих детей у женщины тоже нет. Проходя по этим улицам, как будто оказываешься в далеком прошлом — руины старых домов, как будто специально перемешанные улицы, где не всегда удается найти начало и конец. Среди разрушенных домов и запущенных улиц можно увидеть старые здания с красивой архитектурой, которых не пощадили время и равнодушное отношение новых поколений.
"Мой отец не вернулся с Великой Отечественной войны. Моя мама после этого замуж уже не вышла, и в бедности воспитывала меня и двух моих братьев. Моих братьев уже нет в живых. Я живу одна в отцовском доме. У меня есть племянники, но они далеко, давно уехали в Израиль. Есть еще дальние родственники в Грузии, но и они ни разу меня не проведали", — рассказывает Рибка.
Рибка рассказывает, что замуж она не вышла потому, что "выбирала среди многочисленных женихов".
"У меня были очень хорошие братья, которых я очень любила. Я всех сравнивала с ними. Вот и живу теперь одна со своей кошкой", — говорит женщина.
В дом ведет узенькая тропинка, вокруг — полуразрушенный деревянный забор. В доме Рибки даже самый отпетый вор не смог бы найти, чем поживиться. Но, несмотря на это, дверь она всегда держит закрытой.
В ее доме всего две комнаты, жилая из них только одна, но и она почти до потолка завалена старыми ненужными вещами, посудой. Чтобы пройти к своей постели, Рибка пробирается среди всей этой груды хлама. Перед кроватью старая электрическая плита, которая служит для обогрева комнаты. Продуктами питания Рибка обеспечена, ей помогают соседи, представители Миссии Красного Креста и просто неравнодушные люди.
Несмотря на то, что в этой комнате сложно найти пустое место, Рибка, как истинная женщина, зеркало всегда держит при себе. Под подушкой она хранит еврейский календарь.
Ее соседка Энгрес Кочиева говорит, что в молодости Рибка была очень красивой женщиной, но так и не обрела свое счастье.
"Она — бедная женщина, ей многое пришлось пережить — ее братья умерли, их дети живут далеко. Так она и живет одна. Я не часто к ней захожу, но время от времени приношу ей горячий суп или другую еду", — говорит она.
Все связи со своим народом она давно потеряла. Но на морщинистом лице появляется радостная улыбка, когда она берет в руки календарь и показывает его гостям.
У Рибки слабое здоровье, многое ей уже не под силу, поэтому она мечтает о стиральной машине. А еще ей очень хочется хоть раз в жизни увидеть, как живет ее родной народ на земле Израиля.