14:45 23 Января 2018
Прямой эфир
Лаборатория биомедицинских клеточных технологий во Владивостоке

Ученые: мозг заставляет нас проваливаться в ответственных ситуациях

© Sputnik / Виталий Аньков
Новости
Получить короткую ссылку

Нейрофизиологи из Британии раскрыли цепочку нервных клеток в мозге, которые оказались виноваты в том, что мы подскальзываемся или теряем равновесие тогда, когда мы этого особенно желаем избежать, или теряем дар речи на экзаменах.

ЦХИНВАЛ, 20 янв — Sputnik. Британские нейрофизиологи подтвердили расхожий стереотип о том, что человек склонен чаще ошибаться на экзаменах или концертах, а также поскальзываться в те моменты, когда он максимально этого не хочет, обнаружив область мозга, которая отвечает за подобные провалы, сообщает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Scientific Reports.

Митико Йоши (Michiko Yoshie) из университета Сассекса (Великобритания) и ее коллеги нашли логичное биологическое объяснение тому, почему человек начинает ошибаться, падать на ровном месте и просто проваливаться при исполнении ответственных задач, если он волнуется или за ним наблюдает публика, проследив за активностью мозга у нескольких добровольцев в ходе простейшего эксперимента.

Как отмечают ученые, одним из главных признаков волнения и наступающего провала считается то, что человек начинает прикладывать больше усилий и вкладывать больше силы во все свои действия, которые он предпринимает для решения задачи. К примеру, пианисты начинают бить по клавишам сильнее, если они выступают на концерте, а не играют дома.

Ученые проверили, так ли это, наблюдая за работой мозга нескольких человек при помощи магнитно-резонансного томографа. Во время каждого раунда эксперимента исследователи просили добровольца сжать выдаваемый ему предмет с определенной силой, и предупреждали, что за ним будут наблюдать "эксперты" при помощи веб-камер.

Участники опытов могли видеть лица этих экспертов, которые выводились на монитор таким образом, что добровольцам казалось, что эти люди "смотрели" прямо на них. На самом деле, никаких экспертов не было, и на мониторах просто воспроизводились предварительно записанные видеоролики.

В некоторых случаях лица экспертов выводились на экраны не в профиль, а как бы со стороны, и ученые поясняли, что они смотрят не за текущим участником опытов, а за параллельно идущим экспериментом. Сравнивая то, как работал мозг в этих двух случаях, ученые надеялись понять, как возникает "чувство провала" и как с ним можно бороться.

Как показали эти наблюдения, такие изменения действительно происходят — во время волнения в мозге добровольцев "отключалась" так называемая задняя теменная кора, отвечающая за мелкую моторику и точные движения рук и ног. В результате этого участники эксперимента гораздо хуже справлялись с задачей сжать предмет в то время, когда на них смотрели "эксперты".

Причиной этого отключения, по словам ученых, было то, что в этот момент включалась другая область мозга, так называемая верхняя височная борозда. В ней, в ее передней части, расположена цепочка нейронов, которая управляет реакцией человека на поведение других людей, в том числе и на их наблюдения за ним.

Эта группа нервных клеток, как поясняют нейрофизиологи, пытается "отгадать", что думают другие люди о нас, пытаясь извлечь эту информацию из их поведения, мимики лица и движений. По всей видимости, ощущение того, что наблюдатели критически и скептически относятся к нашим действиям, заставляет височную борозду "отключать" все связанные с ней регионы, в том числе и центр точных движений.

Это и приводит к тому, что человек теряет равновесие и поскальзывается, когда он этого особенно не хочет, и теряет дар речи на экзаменах и проваливает концерты, заключают авторы статьи.

Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik

• Виктор Васкес

Сказ о том, как житель Перу попал в Абхазию и решил стать уличным музыкантом в Сухуме - в материале Sputnik.

• Томаты, фото из архива

Более трети от общего объема произведенной в Азербайджане продукции ненефтяного сектора отправляется в Россию: во главе всего – помидоры.

• Генрих Мхитарян

Лондонский "Арсенал" восторженно поприветствовал Генриха Мхитаряна на своем официальном сайте и страничках в социальных сетях.

• Литовские военные, архивное фото

Литовские военнослужащие-ополченцы устроили драку на американской военной базе Хоэнфельс в Германии в ходе учений "Союзнический дух".

• Газовая конфорка, архивное фото

Почему Евросоюз не смог добиться цели и снизить зависимость от российского газа, рассказал постпред России при ЕС Владимир Чижов.

• Олимпийский парк в Пхенчхане

В Национальном олимпийском комитете Молдовы назвали имена двух спортсменов, завоевавших право представить республику на Олимпийских играх.

• Курган-Тюбе, архивное фото

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал постановление о переименовании ряда городов, районов и селений, в том числе города Курган-Тюбе

• Землетрясение

В восемнадцати километрах от столицы Узбекистана произошло землетрясение – эпицентр толчков располагался в соседнем Казахстане.

• Nordea.

Из-за нерегулируемости и неустойчивости рынка криптовалют крупнейший банк Северных стран Nordea запретил торговать ими.

• Виктор Васкес