Внук Алибека Кантемирова Маирбек рассказал о прошлом, настоящем и будущем династии в интервью корреспонденту Sputnik Южная Осетия Алане Сабеевой.
— Пока дед был в том возрасте, когда ни вес, ни рост особо не мешали, он был жокеем и довольно успешным. Дед хорошо владел джигитовкой, поэтому он попытался пробиться в цирк. Он много работал для этого. Любое новое дело имеет те или иные сложности. Джигитовка в то время была новым жанром, видимо, директоры цирков не понимали, насколько успешно этот жанр в будущем проявит себя на арене. Благодаря авторитету одного из известнейших борцов тех времен Бола Канукова состоялась премьера, и Алибек буквально ворвался на арену. Как только дед вошел с джигитовкой в цирк, зал его сразу принял.
— Расскажите об участии Темирболата (Бола) Канукова в судьбе Кантемировых.
— Слышал об участии Бола Канукова в этой истории. Оба работали в царских цирках, они общались — осетинский силач и мой дед. В семейном архиве есть фото. Только, к сожалению, Бола рано умер. Дед дружил со многими артистами цирка и в России, и за рубежом.
— Успех пришел к Алибеку Кантемирову еще в царской России. Расскажите, пожалуйста, о становлении династии в то время.
— Наши старшие никогда особо не рассказывали о тонкостях событий того времени, потому что в советское время этого делать было нельзя, а потом — это было не нужно. Сейчас исторические факты приводятся к правильному общему виду, поэтому думаю можно рассказать о некоторых фактах.
Алибек Кантемиров знал пять языков, и сам создавал различные исторические постановки. Там, где не было условий для выступления на лошадях, организаторы специально создавали площадки для этого. Дед выступал даже на сцене, где для этого создали манеж из кокосовых ковров. В знаменитом зоологическом саду Карла Гагенбека (Германия) он поставил "Праздник на Кавказе" (со специальными декорациями). Там представления шли несколько лет.
На выступления к деду часто приходил Александр Куприн, он очень любил смотреть его спектакли. Они дружили, и писатель любил сидеть у него в гримерной.
Известно, что барон Врангель считался хорошим наездником, и был строгим армейским человеком. Говорят, что он даже редко хлопал на каких бы то ни было представлениях. Когда барон впервые попал на выступление деда, то после спектакля подарил ему серебряную шашку с инициалами императора Николая II.
Алибек хорошо владел не только джигитовкой, но и оружием. Он все это показывал на сцене, поэтому его пытались привлечь для подготовки армейских кадров, как до революции, так и после. Буденный и Олеко Дундич тоже были в очень хороших отношениях с дедом, уважали его как профессионала, звали к себе в помощь по боевой подготовке.
— Во время революции вашему деду удалось не присоединиться ни к Красным, ни к Белым, сохранив верность цирку. Он никогда не рассказывал, как у него это получилось, и насколько это было сложно в то время?
— С 1907 года Алибек работал соло джигитом, много гастролировал. В 1924 году после создания труппы у него выступали осетины и казаки, некоторые имели офицерские белогвардейские звания. Время было сложное, во время европейских гастролей встречались представители Белой армии и дикой дивизии, которые зарабатывали тем, что устраивали представления на лошадях с оружием.
Импресарио охотно заключали с дедом контракты, но из-за такой конкуренции складывались конфликтные ситуации. Казаки, которые приходили к деду за границей, из уважения предупреждали его, что есть радикально настроенные конкуренты, которые могут выстрелить даже со зрительских мест во время спектакля. Руководители Белой гвардии знали об уровне его профессионализма, они часто приходили к нему на представления, поэтому многие вопросы в процессе снимались. Но первое время дед и вся труппа не ходили без оружия. Алибек никогда не выказывал никаких политических пристрастий. Он всегда объявлял, из какой страны приехал.
Я так думаю, он понимал, что убивали друг друга одни и те же люди, и ему не хотелось в этом участвовать. Знаю, что после возвращения в Россию чекисты приходили к деду изымать оружие, которого у него было много. Некоторые из них говорили, что с другими людьми одним изъятием дело бы не обошлось.
— После революции главы европейских государств предлагали Алибеку свое подданство, но он не согласился, сказав "Моя родина только там, в России. В нашем роду никогда не было изменников". Что для него и для вашей семьи значила и значит Осетия?
— Да, деду и, правда, европейские монархи предлагали подданство с протекторатом, его также звали в Америку. Но он отказался менять свой паспорт. Труппа вернулась в Советский Союз из Европы из-за начала действий фашистов.
Мой отец и дяди родились в разных городах страны. Они были очень патриотичны, но в то же время прекрасно владели светскими европейскими манерами. Все трое владели немецким языком, потому что их детство прошло в Германии. Отец рассказывал, что, когда они приезжали в Осетию, во время игр они иногда непроизвольно переговаривались на немецком, на что обижались ребята.
Во время гастролей отец всегда заставлял нас представляться, как осетинские джигиты. Это переводили на другие языки. Многим потом приходилось искать Осетию на карте.
— Даже во времена СССР цирку "Али-бек" удавалось гастролировать по миру. Власти были настолько уверены в верности труппы или дед обладал даром убеждения?
— Цирк и балет всегда представляли СССР во всем мире. У нашей семьи никогда не было проблем с представителями властей, хотя ни дед, ни отец "за словом в карман не лезли". Если им что-то не нравилось или какой-то чиновник пытался поучать, они всегда могли об этом сказать прямо, не думая о политических последствиях, но всегда оставались патриотами своей Родины. Знаю, что поклоннического отношения к власти не было никогда, но, наверное, все понимали, что Кантемировы не убегут. Нас миновал какой-то бдительный надзор.
На гастролях никто при нас не позволял себе высказываться негативно о нашей стране, я и сейчас никогда не разрешаю за границей кому бы то ни было поднимать политические вопросы о России.
— Кантемировы в кино, это отдельная глава. Вы одни из первых, кто начал делать трюки на лошадях в советском кинематографе, причем, не причиняя животным вреда. Фильм "Смелые люди" снимался по инициативе Сталина. Известно ли что-нибудь о реакции вождя после съемок?
— Известно, что Сталин очень часто смотрел вестерны. После войны, видимо, потому что было много трофейных фильмов, смотрел их в еще большем количестве. Однажды он сказал, что хочет, чтобы в стране создали нечто подобное, но соответствующее советским реалиям. Задача была серьезная. Если бы фильм не получился, многие головы бы полетели. Делом поручили заниматься Буденному. Нашу семью выбрали для подготовки лошадей и трюков. Деду нужно было подготовить коней для съемок, правильно и безболезненно их «подсекать», делать трюки. Им было разрешено потерять 8 голов за время съемок, но все лошади остались живы здоровы.
Тогда все нужно было создавать с нуля. На правительственном уровне Кантемировым разрешили отбирать на конных заводах тех лошадей, которых он хочет. Буденный курировал всю работу и отбор, помогал. После съемок дед забрал часть лошадей к себе в номер, Буденный в шутку сказал ему: "Алибек, ты увел у меня несколько лучших жеребцов, я на тебя обиделся".
Говорят, что Сталин посмотрел фильм молча, выдержал долгую паузу, во время которой многие испугались, но он сказал: "Молодцы, смелые люди". После этого появились предложения и на другие съемки. В дальнейшем каскадерам уже было проще, потому что система подготовки уже была разработана.
— Помните ли Вы деда на сцене, во время репетиций и дома. Была ли разница?
— Скажу честно, что во время репетиций я его не помню. Помню, как в детстве приезжал к нему в гости.
До 90 лет дед садился на лошадь. Некоторые не верили, думали что он делает это с помощью скамейки, и специально бегали за кулисы смотреть. Ирония судьбы, но он сломал бедро после того, как перестал ездить на коне. Дед ходил с палочкой, когда он вставал, я помню, он клал руку мне на плечо, чтобы опереться, и это была сильная мужская рука, не дряхлого старика.
Присутствовало ощущение мощи. Он был жестким человеком. Мы никогда не думали о том, чтобы обмануть или соврать, дать взятку или что-то нарушить. Кантемировы всегда двигались своим путем. И это шло в первую очередь от деда.
— Насколько я знаю, он не делал поблажек сыновьям, и требовал от них больше, чем от других наездников. Был ли он таким же требовательным и к внукам?
— Я был маленьким, меня он только баловал. Помню, что любил сильно, а воспитывал меня отец. Дед с уважением относился не только к артистам, но и ко всем, кто обслуживал представление, хотя в работе был очень требовательным. Нас учили обязательно здороваться со всеми людьми — знакомыми и не знакомыми, начиная с проходной. Я сам помню, не дай Бог прозевать и не поздороваться с кем-то, отец строго пресекал.
— Главные уроки, которые вам преподал ваши старшие?
— Основное — это если за что-то берешься, надо делать это предельно профессионально. Отец не отдавал каких-то предпочтений из-за родственных связей. Он не любил брать в труппу родственников, потому что относился ко всем ровно, а кто-то мог этого не понять. Привилегий не было ни для кого, работать все должны были одинаково.
Отец был пятикратным чемпионом СССР и вооруженных сил по джигитовке, пока соревнования шли. Некоторые отказывались выступать, когда узнавали, что он участвует (говорили, что все равно ехать бесполезно). Нас научили не проигрывать.
— В вашем цирке выступало большое количество осетин. У нашего народа большая к этому склонность или это желание помогать своим? Как понять, что из человека выйдет хороший наездник, трюкач?
— Дед создал школу, а отец ее приумножил. Он служил в высшей офицерской кавалерийской школе в Москве. Наша школа всегда признавалась даже конкурентами. Мы всегда начинаем с азов: человек должен научиться делать перехваты, спрыгивать правильно. Нужно смотреть также и на спортивную подготовку, хотя иногда бывает, что у человека отличные физические данные, а чувства лошади нет, он немного деревянный. Занимаясь несколько дней, становится понятно, способен человек или нет. Должна быть техника определенная. Хорошие наездники получаются из танцоров, гимнастов, акробатов.
Из тех, кого научил дед, в цирке осталось всего несколько представителей: Нугзаровы, отец Тамерлана Нугзарова работал в труппе "Али-бек". Юрий Мерденов был партнером моего отца, недавно он отмечал юбилей 80-летний, у него труппа "Кубанские казаки", где очень профессионально готовят джигитов по "Кантемировской" школе. Они работают в компании в Росгосцирк.
Из Осетии стало меньше народа выступать, потому что молодежь больше хочет заниматься другими делами.
— Что для вас входит понятие джигит? Раньше джигиты встречались и в жизни. Актуально ли оно только для цирка или в жизни тоже можно встретить джигита?
— Сейчас все занимаются возрождением традиций, все стали джигитами, казаками, "рубаками", "великими" наездниками и так далее. Много самоучек, некоторые вещи с профессиональной стороны выглядят очень "грустно". До революции была великая воинская основа и на Кавказе, и в казачестве, я думаю, люди, которые хотят этим заниматься, должны более объективно взглянуть на себя, одним пафосом ничего не добьешься.
Зачем возрождать, если традиции уже есть, их нужно сохранить и развивать. Джигитовкой занимаются представители разных национальностей. У меня в труппе, например, работает отличный артист Алексей Козлов родом из Белоруссии.
Сейчас человек считает себя джигитом, если у него есть хорошая машина, из которой он может выйти и начать танцевать лезгинку. Джигит это не значит безумный, усатый и страшный с горящими глазами.
Джигитовка — моя молодость, сейчас меня больше интересует другое. Я ставлю большие спектакли, и не апеллирую таким понятием. Когда я беру к себе человека, мне важно понять, что творится у него в голове, каково его восприятие мира. Он может быть шикарным исполнителем, но у него совершенный непорядок с головой.
— У вас в цирке выступали и женщины. Ваша мама выступала с вашим отцом. Насколько слабый пол приспособлен для конной джигитовки?
— Моя двоюродная сестра Каджана делала все мужские трюки. В подростковом возрасте она выезжала в черкеске и папахе и делала трюки взрослых мужчин. Зритель думал, что это мальчик подросток, но когда она снимала папаху, люди понимали, что перед ними девушка. Если женщина виртуозно владеет конем, это достойно уважения, но все-таки это редкие исключения.
Я считаю, что спектакль должен быть гармоничен. Есть красота, есть мужество, умение и еще какие-то составляющие спектакля. У каждого элемента и человека в постановке должно быть свое место, все должно быть оправдано. Женщина должна украшать. Кто-то в древности стал амазонками, но зачем женщинам лезть в войну, если мужчины умеют воевать. Я этого не приветствую.
— А вы берете к себе женщин?
— Берем, но на лошадь сажаем редко. Когда я готовлю проекты, жена помогает мне. Она работает с лошадьми, у нее на редкость хорошее чувство к ним. Ей нравится работать с ними. Она занимается выездкой, дрессурой.
Если я беру девочек в проект, то стараюсь брать их из художественной гимнастики, чтобы был хороший уровень мастерства.
— Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек. Очень похожие пути по одной дороге. Братья остались верны династии, но каждый в своем жанре.
— Я так думаю, для этого пришло время, поэтому все получилось естественным путем.
У Хасанбека было трое детей. Труппа была довольно большая. Хасанбек для себя, наверное, решил, что нужно создать что-то свое. Они сделали постановку, которая называлась "Картины Кавказа". Дед же передал отцу труппу "Али-Бек". С ним долгое время работал и младший брат Мухтарбек, позже он тоже нашёл свой путь в кино.
Сейчас может показаться, что Кантемировых много, и мы большая династия, но хотелось бы уточнить, что нас, потомков Алибека, представителей династии, осталось немного. Мой дядя Мухтарбек, к сожалению, уже вышел из этой истории по состоянию здоровья. Помимо меня династию представляют трое моих двоюродных, дети дяди Хасанбека: Каджана — она в свое время руководила его труппой, сейчас она заслуженная артистка России и Осетии, член правления Цирковых деятелей России. Алибек Кантемиров уже на пенсии, но когда я делаю свои спектакли, он в них участвует, гастролирует с нами. Анатолий Кантемиров их младший брат довольно давно живет в Голландии, выступал в труппе «Али-бек» до 1995 года. Он иногда выступает с лошадьми.
Продолжение следует