Колумнисты
© Sputnik / Наталья Айриян

Цхинвал-Владикавказ: 170 километров дороги жизни

Получить короткую ссылку
Виталий Раднаев

Руководитель Sputnik Южная Осетия рассказывает о своих впечатлениях от путешествия по единственной дороге, связывающей республику с внешним миром

Горы, леса, реки, КПП на границе — это то, что предстоит увидеть и встретить по дороге от Цхинвала до Владикавказа, или наоборот. Это единственный доступный маршрут сегодня. В Южной Осетии нет аэропорта, поэтому добраться сюда и отсюда, можно только на личном автотранспорте, автобусе или такси. Раньше приехать в Южную Осетию можно было из Тбилиси, но сейчас пересечение границы со стороны Грузии невозможно, и остается только один маршрут, со стороны России, из столицы Северной Осетии — Владикавказа.

Путь из Цхинвала до Владикавказа составляет всего 170 километров — это расстояние здесь называют путешествием по "дороге жизни". И это чистая правда, это очень важный стратегический маршрут, и для жителей республики он дает связь с внешним миром, пусть через Россию. "Дорога жизни" — это и горы, и реки, и горный серпантин, который будет непривычен для туристов, но запомнится им, это и солнце, и снег, и минеральные источники, которые бьют прямо из-под земли, и многое другое.

Официально дорогу называют "Транскам" (Транскавказская магистраль) — это федеральная трасса, которая соединяет столицы обеих Осетий. Иногда сообщение прерывается из-за схода лавин или камнепада. Работники дорожных и ремонтных служб стараются поддерживать эту дорожную артерию в надлежащем состоянии, стараются минимизировать остановку движения, и их ежедневный труд приносит свои плоды. На особо опасных участках установлены специальные пушки, которые расстреливают снежные лавины. Во многих местах вы увидите металлические сетки, которые натянуты, словно струны, на отвесные скалы, и ограждают людей и автотранспорт от возможного камнепада. Все это говорит о том, что это очень важная транспортная нить.

Для туристов этот маршрут в Южную Осетию может показаться привлекательным и интересным. Здесь есть на что посмотреть. Это и горы, со своими снежными шапками, и различные пещеры, и старинные крепости и постройки прошлых веков. В горах вы увидите множество озер с кристально чистой водой голубого цвета, оттенок которых образуется из-за бессчётного количества минеральных источников. Здесь множество кустарников, деревьев, и все это создает неимоверные пейзажи. Сама дорога из Владикавказа в Цхинвал очень приличная, но в первый раз с непривычки меня немного укачало, а позже я оценил качество дороги и особенности региона. После войны 2008 года дорогу отреставрировали и держат в надлежащем состоянии. Сегодня во многих уголках России, до Транскама, ой как далеко. И дороги намного хуже.

"Дорога жизни" — это безумно красивая и живописная дорога, и если не лавины и камнепады, то добраться из точки В (Владикавказ) в точку Ц (Цхинвал) можно всего за три часа. И за это время ты успеешь задуматься о смысле жизни, построить планы на будущее, решить насущные вопросы. Конечно, для каждого человека дорога это что-то своё. Кому-то нравится двигаться по дороге, смотреть, как она вьётся змейкой, как фары освещают твой путь, а кто-то ненавидит автомобильные путешествия, его укачивает, усыпляет, утомляет, ну, а для меня это время, проведённое с самим собой. Когда я еду по дороге в приподнятом настроении, то на языке невольно крутятся строчки из песни группы Любе "Дорога":

"…Дорога, дорога, ты знаешь так много о жизни моей непростой.

Дорога, дорога, осталось немного я скоро приеду домой…"

И ведь правда, только в дороге твои мысли сосредоточены как никогда. В дороге открываются истории, судьбы, дорога знает, о чем думает человек, о чем он переживает. В автобусе, такси, собственном автомобиле, ты можешь обсудить с попутчиками все что угодно, и даже если ты едешь один, и мысли хаотично крутятся в твоей голове, и только дорога выслушает и поймет тебя и приведёт тебя туда, куда нужно.

Когда я покидаю Цхинвал, и вынужден по работе выехать в Россию, я словно погружаюсь в летаргический сон. Я думаю, о людях, о судьбах, о том, что пришлось вытерпеть осетинскому народу, о трудной истории Южной Осетии, и мне становится очень печально от того, что в мире столько злости, агрессии и вражды. В эти минуты я думаю, что для людей, которые тут живут, "дорога жизни", это не просто выезд и путешествие, это время размышлений, это маршрут способный дать задуматься о своей бренности существования. Поэтому я называю ее "дорогой мысли".

"Дорога жизни" — это не только место для размышления и настроения. Это и горы, величие которых бесподобно и не описать словами. Кто жил или родился в горах, знает и понимает, что здесь не каждый птенец выживет, но если тебе удалось прижиться и выжить, то ты непременно вырастешь и превратишься в "орла". Когда ты живёшь в суровых условиях, ты становишься закаленным как сталь, твои перья становятся тяжелыми и наливаются силой, и когда ты их расправишь, в этот момент ты сможешь взлететь так высоко, как не сможет никто. Так лети же и сумей найти свою дорогу средь тысячи других дорог в жизни вопреки всем сложностям.