Российские ученые открыли новый вид динозавров на Кузбассе

© Sputnik / Павел Бедняков / Перейти в фотобанкСкелет динозавра в Палеонтологическом музее. Архивное фото
Скелет динозавра в Палеонтологическом музее. Архивное фото  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 17.05.2024
ЦХИНВАЛ, 17 мая - Sputnik. Ученые Зоологического института РАН, Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Кузбасского государственного краеведческого музея описали новый вид динозавров-"бегунов" из Кемеровской области, это первая такая находка на территории Азии, относящаяся к меловому периоду, сообщило РИА Новости.
Этот динозавр получил название киякурсор (от латинского "бегун с реки Кия") и стал первым цератозавром найденным в отложениях мелового периода Азии, тогда как ранее считалось, что они вымерли на этой территории на 40 млн лет раньше.
"Мы описали новый род и вид динозавра на основании фрагмента скелета одного животного, включающего шейные позвонки, плечевую кость и элемент пояса передней конечности, а также кости задней конечности в анатомическом сочленении. Обнаружен этот фрагментарный скелет на берегу реки Кия, в местонахождении Шестаково, которое датируется ранним меловым периодом", - рассказал и.о. заведующего кафедрой зоологии позвоночных СПбГУ Павел Скучас.
Остатки были найдены на территории так называемого Великого Сибирского рефугиума — обширной территория Сибири, на которой в раннем мелу продолжали существовать формы типичные для юрского времени. Это был своего рода "Парк юрского периода" в меловое время: в этом районе выживали юрские реликты, которые во многих других местах вымерли.
Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей имени академика Ф.Н.Чернышева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 19.04.2016
Ученые: вымирание динозавров началось задолго до падения астероида
Ученые не извлекали найденные кости из куска породы — для их изучения была проведена компьютерная томография в Клиническом консультативно-диагностическом центре имени Колпинского в Кемерово. Гистологический анализ костной ткани показал, что скелет принадлежал молодому, еще растущему животному.
Цератозавры (ящеры с рогом) — группа рано отделившихся от общего эволюционного ствола хищных динозавров (теропод), это первая эволюционно успешная группа динозавров-хищников. В процессе эволюции у цератозавров уменьшились конечности. Даже крупные динозавры этого вида имели очень маленькие передние лапы, при этом их мускулатура, вопреки ожиданиям, была хорошо развита. Цератозавры были широко распространены в юрском (200-145 миллионов лет назад) и меловом (145-66 миллионов лет назад) периодах, их остатки находят практически на всех континентах. В меловом периоде цератозавры в основном обитали на южных континентах. Считалось, что в Азии они вымерли в конце Юрского периода.
"Находка российских палеонтологов стала первым свидетельством обитания цератозавров мелового периода в Азии", - подчеркнули в пресс-службе СПбГУ.
Новый род относится к ноазавридам — небольшим изящным и быстробегающим цератозаврам. Палеонтологи СПбГУ подтвердили, что новый цератозавр также быстро бегал. У него, как и у других "бегунов", обнаружили удлиненные отделы задних конечностей. Ученые сравнивают его ногу с ногой страуса — современного быстробегающего хищного динозавра.
Скелет древнего стегозавра - Sputnik Южная Осетия, 1920, 17.03.2016