Альберт Джуссоев о нефти в Южной Осетии, квайсинском сыре и будущем автомобиле "Дзау"

© Sputnik / Михаил АвагимовАльберт Джуссоев
Альберт Джуссоев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.04.2024
Подписаться
В Южную Осетию с двухдневным визитом приехали российские инвесторы. В Цхинвале были подписаны два инвестсоглашения о строительстве гостиницы в городе Квайса и разведке нефтяных месторождений. Руководитель делегации Альберт Джуссоев и министр экономики Сармат Котаев рассказали в эксклюзивном интервью Sputnik о чем еще шла речь на встрече с правительством Южной Осетии, какие проекты можно реализовать на территории республики и что может стать национальным брендом.
– Очень приятно, когда Цхинвал спит спокойно. Даже кажется, что многие забыли тяжелые, трагические времена. Сердце наполняется радостью от то, что республика живет, у нас красивый народ, красивые дети, идет созидание. Всем хочется, конечно, чтобы все происходило быстро, но так не бывает. Самое главное – это поступательное движение. Я очень рад, что нахожусь на своей родине, где я родился и вырос, получил образование, работал. Потом я уехал и сейчас работаю практически по всей России.
Наша группа компаний занимается многими направлениями – тяжелая промышленность, горнорудная промышленность, нефтедобыча, промышленное строительство, логистика, туризм и многое другое.
И я приехал сюда не просто, а с определенным багажом соглашений с правительством Южной Осетии. Подписанию соглашений предшествовала очень тяжелая работа в течение года, мы проводили переговоры с председателем правительства, министрами. У меня был очень долгий разговор с президентом Аланом Гаглоевым. Мне было очень приятно, что я первый раз услышал от президента Южной Осетии, что нам всем надо объединиться, потому что без единства нет экономики, нет производства, нет ничего.
А чтобы мы сохранились, как этнос, как народ и наша численность росла нужна экономика. И мы все, выходцы из Южной Осетии, достигшие определенных успехов в самых разных сферах, обязаны внести в это свой вклад.
Мы уже подписали ряд соглашений, и помимо этого проговорили ряд крупных проектов, которые дадут республике десятки и сотни рабочих мест, и многомиллионные поступления в бюджет. Это тяжелый, кропотливый труд.
– На вчерашней встрече с президентом вы как раз обозначили несколько проектов, которые можно реализовать в Южной Осетии – добыча нефти, металлов, собственный энергокомплекс, производство авто. По правде говоря, для большинства это кажется несколько нереальным в республике, где появление даже небольшого производства – это целое событие. Расскажите о тех пяти проектах, которые вы упомянули на той же встрече с президентом и членами правительства.
– Становление любого государства, пусть даже самого маленького, быстро не происходит. Даже если ты находишься на хороших базах. Оно сперва происходит в голове. А после кровопролитных воин сейчас республика проходит очередное испытание – становление государства и нации. И базовым в этом, конечно, является экономика. Наступил тот период, когда начинается эра экономического возрождения Южной Осетии. И я очень рад, что мы одни из первых, и я надеюсь, что нашему примеру последуют другие компании.
Совместное заседание Комиссии по сотрудничеству Парламента РЮО и Совфеда РФ  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.04.2024
В Цхинвале подписали два инвестсоглашения
Одно из направлений нашей работы – это добыча нефти и газа. Для Южной Осетии актуальна проблема с обеспечением бензином и соляркой, которые стоят здесь намного дороже, чем в России.
На территории республики есть нефтяные месторождения. Мы нашли документы, но большая часть их, конечно, исчезла. Понятно, как это все происходило.
С нами приехали специалисты, проектировщики, эксперты по землеустройству, мы будем через спутник пробивать точки. Сегодня мы докладывали председателю правительства о начале работы рабочей группы.
Это длительный процесс, потому что геологоразведочные работы идут около полутора лет, затем идут поисковые, сейсмические. В целом понадобится около пяти лет, чтобы мы определились, какие есть запасы и защитили их. Затем отберем материал, задействуем северокавказские институты и поймем, какой мини НПЗ здесь нужен. Объемы здесь мелкие, да и потребность республики в ГСМ не такая большая. Но можно обеспечить себя собственной базой. Сырье есть, его надо разработать. Это имеет стратегическое значение для развития. Это база любой экономики.
Мы выяснили, что с 1954 по 1957 год возле села Гром добывали нефть. Нашли документы в архивах Минприроды в Москве. Если это подтвердится, мы оставляем здесь рабочую группу, вскроем эти пласты, посмотрим ситуацию. В районе сел Цон и Теделет подготовка займет около пяти лет, прежде чем начать бурить и выйти на добычу. Но в селе Гром за два года работы мы можем получить первые ГСМ. Это позволит вам регулировать цены и снизить для простых людей. Это очень важно, потому что бензин – как хлеб.
Мы уже отправляли пробы на анализ, прекрасная нефть, вопрос в том, каковы ее объемы. Здесь тектоническая зона, происходят постоянные сдвиги, и это редкость, чтобы в таких местах добывали нефть. Это сложно и для этого нужны профессионалы высокого уровня. Но то, что есть нефть – это факт.
Мы даже нашли целую гору залежей твердых углеводородов. Из него делается битум, та же солярка, бензин, но это другая технология.
– Первое, о чем было вами заявлено чуть ли не у границы Южной Осетии – это планы по созданию предприятия по сборке трех видов авто. Есть ли уже конкретный проект, сроки, люди, финансы?
– Само производство – не очень сложное. Это строительство промышленных ангаров и сборочные линии. Но сам факт будет иметь большой имиджевый всплеск, что на территории Южной Осетии выпускаются автомобили.
То есть, это сборочный цех. Пока крупная сборка, чтобы меньше оборудования надо было ввозить. Это не может происходить в больших промышленных масштабах, но может быть для нужд самой республики и экспорта на Северный Кавказ.
Мы проводили работу в течение года с одной их китайских компаний. Они собирают и джипы, и кроссоверы, и седаны разных категорий. Я поговорил Константином Джуссоевым, ему предложение понравилось, и мы провели видео конференцию с китайскими партнерами. Они приезжают в середине мая, и дай бог, чтобы в Южной Осетии начали выпускать машины. Будем начинать с малого.
Встреча Алана Гаглоева с российскими инвесторами - Sputnik Южная Осетия, 1920, 25.04.2024
Российские инвесторы обсудили создание энергокомплекса в Южной Осетии
Все это идет параллельно с тем, что здесь должны работать и банк, и Минфин, чтобы люди могли оформлять кредиты, автолизинг и прочие услуги. Чтобы эти машины были доступны людям. А еще дать им красивые осетинские названия. Вчера я на свою голову пообещал – а за слова надо отвечать – что один из автомобилей мы назовем "Дзау". Если квайсинцы узнают, мне будет капут.
Сегодня таким производством никого не удивишь, но это важно с моральной точки зрения. Экономика Южной Осетии сейчас нуждается в средних и маленьких промышленных предприятиях.
Кстати, мои знакомые, друзья, выходцы из Южной Осетии задумали проводить осетинский Давос. Меня тоже пригласили, но я поставил условие: что осетинский Давос будет находиться в Цхинвале. Они сказали, что рассмотрят. Если это произойдет и сюда приедут известные осетины-бизнесмены, это будет иметь очень хорошие последствия.
В экономике надо быть смелее, наступило время реформ. Какой-то закон что-то не позволяет, берите то, что есть лучшее в мире. Не надо проводить эксперименты, просто нужно брать лучшие примеры, изучать, в чем успех других маленьких, но успешных государств. Если действовать по шаблонам, все будет тормозиться.
Сейчас в республику пойдет труизм, готовьтесь к туризму. Но нет сервиса. А это наше лицо. Надо делать хорошие дорожные комплексы для туристов. Если по маршруту Цхинвал-Владикавказ поедет открытый автобус, как в Европе… Самая красивая дорога на планете – это Цхинвал-Владикавказ. Туристы будут сюда ездить, но для них надо делать инфраструктуру.
Красное вино и сыр – за этими двумя вещами люди семьями едут в Испанию, Австрию, другие страны. Цхинвальское вино и квайсинский сыр – из этих двух позиций можно такой бизнес сделать… Над национальными брендами надо работать, марку товаров из Южной Осетии надо держать на высоте, а не гоняться за деньгами. Дороже имени ничего нет. А люди должны мечтать выпить глоток цхинвальского вина. Они могут любые деньги отдать за качественный товар. Особенно, за еду. Мы можем зарабатывать огромные деньги на продаже образа жизни. Связать долголетие с чистой водой, воздухом, природой. На 90 процентов все создал бог и лишь 10 процентов надо сотворить человеческими руками. Сервис, в первую очередь. И лучше, чтобы над этим начали работать мы, а не оставляли это будущим поколениям.
– Вы упомянули о китайских коллегах. В Южную Осетию с вами приехала еще одна группа бизнесменов из поднебесной, которая, насколько известно, будет заниматься оценкой состояния Квайсинских рудников и их перспектив. Какие планы в этой области?
– Это представители одной из горно-металлургических корпораций, с которым работаем наша группа компаний. Я им рассказал про рудники, и когда узнали, что я еду на малую родину, они заинтересовались и захотели приехать.
Здесь я, конечно, что-то обещать не могу. Сами рудники очень хорошие, там запасов на триста лет. Но для восстановления этих шахт нужны миллиарды. Это очень дорогая вещь. Плюс логистика. Чтобы это было экономически выгодно и правильно, надо делать полный цикл, чтобы уже здесь получать готовую продукцию, свинцовые и цинковые заготовки делать на месте.
Для строительства нужна еще и энергетика. И так как мы провели сюда газ, то его одного достаточно, чтобы обеспечить республику электроэнергией. Газ может дать электричество, тепло и другие вещи.
По расчетам и в теории это (восстановление рудников) возможно. Но насколько это получится? В любом случае, положительный эффект приезда китайских коллег в том, что начинается глубокая проработка Квайсинских шахт. Но ни один уважающий себя специалист не может с первого раза дать какие-то предположения и прогнозы, пока все не изучит. Я верю, что все возможно. Я это вижу, как специалист, как производственник.
Цех по сборке автомобилей. Архивное фото  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 25.04.2024
В Южной Осетии планируют построить цех по сборке китайских автомобилей
Надо сказать, что китайские компании очень смелые. Они прекрасно знают и политическую ситуацию, но они смелые и шустрые. Это мои друзья, я в них верю. В любом случае, они привнесли какое-то оживление.
– Наверняка, когда вы обсуждали все эти проекты и планы, то ознакомились с югоосетинским инвестиционным и налоговым законодательством. Что вы можете об этом сказать?
– Конечно, у нас очень сильные юристы, которые наизнанку вывернули всю законодательную базу Южной Осетии. Мое мнение такого, что не люди для законов, а законы – для людей. Если в законе есть пробелы, надо ставить вопросы перед правительством. Законы есть и в России, и в мире, берите, все что там есть лучшее. Есть противоречия, не без этого, потому что республика молодая, но не надо бояться менять. Это самое простое при грамотном подходе и настрое на позитив.

Это будет качественный рывок национальной экономики

– Сармат Эдуардович, сегодня были подписаны соглашения о сотрудничестве между правительством Южной Осетии и российскими инвесторами. Расскажите, что предполагают эти документы, какие обязательства взяли на себя подписавшие их стороны?
– Сегодня были подписаны два соглашения. Одно из них касалось строительства гостиницы в городе Квайса, второе – разведки жидких углеводородов.
Уже неделю как в Южной Осетии работает группа специалистов. Я лично с ними бывал в тех местах, где есть открытое проявление нефти, делали заборы для лабораторных исследований. Оба проекта для Южной Осетии сверх амбициозные. Наверное, даже объяснять не нужно, что для нас значит, если в республике появится своя нефтяная отрасль. Прежде всего, для экономики. Это будет качественный рывок и переход на абсолютно другой уровень в строительстве национальной экономики. Это вопросы и экономической безопасности, и сырьевой безопасности.
Да, мы пока делаем первые шаги. По условиям соглашения мы определились, кто и за что отвечает. Инвестор берет на себя обязательства по проведению изыскательских работ, сейсмический исследований, спутниковых съемок. Это очень большой труд, компетенции и навыки, научный потенциал. Таких ресурсов в самой республике нет.
© Sputnik / Михаил АвагимовСармат Котаев, Альберт Джуссоев
Сармат Котаев, Альберт Джуссоев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.04.2024
Сармат Котаев, Альберт Джуссоев
Нам предстоит еще несколько выходов к местам, где можно взять материалы для пробы. Это очень важно для нас и для выхода экономики республики на другой уровень. В мире нет государства, которое не хотело бы иметь свои энергоресурсы.
Что касается строительства гостиницы, мы все понимаем, какой у нас есть туристический потенциал, при этом туристов нам негде размещать. И, наверное, ни один турист не откажется остаться в самом сердце Кударского ущелья, посреди гор и такой необыкновенной красоты. Это опять же создание рабочих мест. Реализация проекта позволит развивать отрасль услуг, многие другие направления.
Другие проекты, которые мы обсуждали с инвесторами, только на стадии проработки. Мы только-только делаем первые шаги. Только совместно, объединившись и привлекая наших соотечественников за рубежом, мы можем их реализовать и поднимать экономику Южной Осетии.
– Какое содействие может оказать в реализации этих планов?
– Государство, со своей стороны, предоставит определенные налоговые преференции, соответствующие земельные участки. И полное сопровождение проектов, поскольку в нашем законодательстве есть много нюансов из-за того, что многие из этих отраслей у нас не развивались. Вполне возможно, что в законодательстве будут возникать препятствия. Но мы открыты для инвестиций и готовы создавать условия для инвесторов.
Лента новостей
0